Частица пищи, попавшая в желудок, претерпевает множество разнообразных
изменений, прежде чем сделаться составной частью организма. Аналогичным
образом и ощущение, служащее пищей психическому существу, должно пройти
через множество превращений, чтобы быть вполне ассимилированным. Ряды
этих превращений можно разделить на три главные части: Идеи, раз образовавшись, отфильтровываются, конденсируются и хранятся в памяти, аналогично соответственным явлениям, происходящим с хилосом в печени. Шардель определяет память как результат воздействия сознания на чувствительность, а явления раздвоения личности и некоторые феномены гипноза прекрасно подтверждают это странное на первый взгляд определение. На этом и заканчивается работа импульсивного человека, раба рефлексов, приверженца рутины, никогда не проявляющего никакой инициативы. Но, с другой стороны, с этого самого начинается работа мага, рассматривающего память, столь драгоценную в глазах наших педагогов, как способность чисто пассивного характера. Хилус, претерпевший переработку в печени, еще далеко не прошел всего пути своих превращений: из печени он отправляется в легкие, где, по мнению Луи Лукаса, поддержанному современными гистологами, часть белых шариков превращается в красные. Подобным же образом и в психических процессах: за первой элементарной работой восприятия и запечатления ощущений следует несравненно сложнейшая работа их переработки и усвоения. За работой чувствующего начала следует работа мыслящего, работа несравненно высшего порядка, на которую способен далеко не каждый человек. "Иметь в голове идеи, - говорит Фабр д'0ливе, - значит чувствовать, иметь же в голове мысли - это значит творить". Размышление есть работа мысли, оно есть путь к развитию скрытых способностей человека, в числе которых находятся экстаз и пророчество. Специальное развитие памяти, даваемое современным воспитанием, совершенно не нужно для развития способности размышления, и, например, пророчество гораздо легче развивается в душе поселянина, созерцателя по природе, чем в душе педанта, украшенного многочисленными дипломами и официальными предрассудками. Образование есть средство, орудие - иногда опасное, если оно неполно, но никогда не цель, разве только в глазах современного "практичного человека". Подобно тому как различные упражнения, изложенные нами в предшествующих главах, помогают развитию начала чувствующего, упражнение в размышлении быстро развивает начало мыслящее, и это развитие мыслящего начала составляет одну из главных задач мага. Указания на средства, ведущие к этому развитию, встречаются везде и повсюду, так, например, Гете, желая постичь одну из тайн Природы, относящуюся к философской стороне анатомии, брал в руки череп, садился в уединенном углу сада и погружался в созерцание, мало-помалу в его мозгу рождались идеи, соотношения, неясные до тех пор, становились очевидными, аналогии приходили на помощь, и под влиянием созерцания сами собой приходили на ум великие открытия вроде существования промежуточной кости в челюстях или открытия черепных позвонков. Эдгар По доказывает в своей "Эврике", что одно лишь созерцательное размышление привело основателя современной Астрономии к открытию его основных законов, там же он дает и много ценных указаний для практики размышления, в конце он утверждает, что истина всегда выясняется при созерцании Природы человеком, умеющим достаточно сосредоточиться, чтобы понять простой и вечный язык, которым говорит творческая сила. Разве "демон" Сократа не служил ему лучшим руководителем, чем все известные в то время кодексы морали? Если предыдущего еще недостаточно для того чтобы понять, каким образом
человек может погружаться в размышление, то я, для облегчения задачи,
приведу несколько практических замечаний. Точно так же всякие споры и прения, противоречия и полемика отнюдь не могут быть терпимы в своем обиходе ни одним серьезным человеком, все подобные риторические упражнения прежде всего бесполезны, ибо в словопрении невольным образом обижаешь почти всегда своего противника, и это обстоятельство в связи с самолюбием делает то, что колеблющиеся и полуубежденные субъекты становятся заклятыми врагами идеи, породившей спор. Собственное убеждение есть личное дело каждого человека, а потому предоставьте импульсивным людям спорить и полемизировать, сколько им угодно, сами же научитесь хранить молчание всякий раз, как около вас возникает шумный спор. В случае нужды - перечитайте "Золотые стихи" Пифагора, учитесь выражать ваши мысли так ясно, как только можете, но имейте к себе достаточно уважения, чтобы никогда не спорить, ибо, повторяю еще раз, это самое бесполезное употребление, какое может быть сделано из ваших психических способностей. Итак, первое упражнение в размышлении состоит в том, чтобы отдавать себе
ясный отчет во всех идеях, которые высказываешь, и в том, чтобы всегда
пользоваться активным разумом преимущественно перед памятью. Здесь значительная роль отводится проведению аналогий. Какое-нибудь растение или минерал, не имеющие в глазах профана никакого значения, носят множество видимых для мага астральных знаков, связывающих их, например, с каким-либо определенным положением планет. К этому чтению знаков сводится вся наука "целителей" и "деревенских
колдунов", а если мы прибавим к этому еще их веру, то и становится
понятным, почему во многих случаях деревенскому знахарю удается достичь
своими травами и корешками хороших результатов там, где патентованный
педант, высмеивающий знахаря, не разобравшись даже в его действиях, ничего
не может поделать своими медикаментами - этими трупами вещества, - приготовленными
без участия воли и прописанными без веры. "Магия есть наука соотношения
вещей", -сказал А. Кирхер, и это определение великолепно, хотя и
неполно. Искать самостоятельно и без книги природных аналогий - таково
должно быть третье психическое упражнение ученика мага. Когда вы сами предпринимаете какую-либо работу, поступайте точно так же: посвятите несколько присестов внимательному чтению, с пером в руках для писания заметок, и никогда не читайте двух различных трактатов одновременно. Этот способ, давным-давно предложенный Монтенем, сохранил до наших дней всю свою ценность. Лучше совсем не читать и не утомлять понапрасну свой ум, чем читать кое-как, наспех и без размышлений о прочитанном. Само собой разумеется, что все сказанное относится лишь к действительно серьезному чтению серьезных же трактатов, а не к чтению, например, текущих газет, возбуждающему лишь рефлективную часть человека и не требующему совсем никакого участия разума.
|
|||
|