ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА оГЛАВЛЕНИЕ ВСЯ КНИГА главная страница
КУНДАЛИНИ
ЙОГА
Перевод с английского, примечания, редакция:
Александр ОЧАПОВСКИЙ, Уфа, 2002
Сколько
раз следует практиковать Кумбхаку
Препятствия
для практики Йоги и о том, как их преодолеть
Кундалини достигает Сахасрары,
пронизывая три узла
23.
Теперь я кратко опишу вам Пранаяму. Прана – это Ваю, который движется в теле.
Удержание Праны внутри называется Кумбхакой.
24.
Кумбхака бывает 2-х видов: Сахита и Кеваля.
25.
Ученик Йоги должен практиковать Сахиту до тех пор, пока не достигнет Кевали.
26.
Существует четыре разновидности или Бхеды: Сурья, Уджайи, Ситали и Бхастрика.
Сахита Кумбхака связана с этими четырьмя.
27. Выберите чистое и красивое
место, свободное от камней, колючек и т.д. Оно должно быть на расстоянии полёта
стрелы от холода, огня и воды. Соорудите здесь чистое, приятное место для
сидения: ни слишком высокое, ни слишком низкое. Сядьте в Падмасану. Вертите
Сарасвати или трясите её для создания вибрации. Медленно, как можно дольше
вдыхайте через правую ноздрю, но так, чтобы было удобно, и выдохните через
левую ноздрю. Очистив череп с помощью задержки дыхания после вдоха, выдохните.
Это уничтожает 4 вида болезней, вызванных Ваю, а также кишечных глистов. Этот
тип дыхания называется Сурьябхеда. Его следует часто повторять.
28.
Закройте рот. Медленно вдохните через обе ноздри. Задержите дыхание в
пространстве между сердцем и шеей. Затем, выдохните через левую ноздрю.
29.
Это устраняет жар, образовавшийся в голове, и флегму – в горле. Ликвидирует все
болезни, очищает тело и усиливает желудочный огонь. Устраняет все проблемы в
Нади; лечит Джалёдару или водянку в животе и Дхатус. Эта Кумбхака называется
Уджайи. Её можно практиковать даже во время ходьбы или стоя.
30.
Вдохните, используя язык с шипящим звуком «Са». Задержите дыхание. Затем,
медленно выдохните через обе ноздри. Это называется Ситали Кумбхака.
31.
Ситали Кумбхака охлаждает тело, разрушает Гульму или хроническую диспепсию,
Плиху (болезнь селезёнки), туберкулёз, яды; ликвидирует лихорадку, жажду,
нарушения желчеотделения.
32.
Сядьте в Падмасану, туловище и шею держите прямо. Закройте рот и выдохните
через нос. Затем, немного вдохните, чтобы дыхание дошло до горла и с шумом
заполнило пространство между черепом и шеей. Потом так же выдыхайте и вдыхайте
всё чаще и чаще, подобно работе кузнечных мехов. Когда устанете, вдохните через
правую ноздрю. Если живот будет наполнен Ваю, зажмите ноздри пальцами, только
не указательными. Выполните Кумбхаку и выдохните через левую ноздрю.
33.
Это устраняет воспаление горла. Усиливает пищеварительный желудочный огонь.
Даёт возможность человеку познать Кундалини. Это создаёт чистоту, устраняет
грехи, даёт наслаждение и счастье, разрушает слизь, которая закрывает или
запечатывает дверь для входа в Брахманади или Сушумну.
34.
Это пронизывает три Грантхи или узла, порождённые тремя качествами Природы или
Гунами. Эти три Грантхи или узла следующие: Вишну Грантхи, Брахма Грантхи и
Рудра Грантхи. Эта Кумбхака называется Бхастрикой. Её специально должны
практиковать ученики Хатха Йоги.
35.
Теперь ученик Йоги должен практиковать три Бандхи: Муля Бандху, Уддияна Бандху
и Джаляндхара Бандху.
36.
Муля Бандха: Апана (дыхание), которая имеет тенденцию двигаться вниз,
направляется вверх с помощью сжатия мышц ануса. Этот процесс называется Муля
Бандха.
37.
Когда Апана поднялась и достигла сферы Агни (огонь), тогда пламя Агни
возрастает, раздуваемое Ваю.
38.
Будучи в разогретом состоянии, Агни и Апана смешиваются с Праной. Этот Агни
очень горяч. Благодаря этому в теле возникает огонь, который своим теплом
пробуждает спящую Кундалини.
39.
Тогда Кундалини издаёт шипящий звук. Она поднимается, подобно змее
растравленной палкой, и входит в отверстие Брахманади или Сушумны.
Следовательно, йоги должны ежедневно практиковать Мулябандху.
40.
Уддияна Бандха: в конце Кумбхаки и в начале выдоха должна совершаться
Уддияна Бандха. Благодаря тому, что Прана Уддиятэ или Прана движется
вверх по Сушумне, эту Бандху йоги называют Уддияной.
41.
Сядьте в Ваджрасану. Крепко ухватитесь руками за носки ног. Прижмите Канду той
частью ног, которая находится рядом с лодыжками. Затем, осторожно развяжите
Тану или нить, или Нади, которая первая располагается с западной стороны от
Удары или верхней части живота над пупком. Потом переходите к сердцу и далее –
к шее. Когда Прана достигнет Сандхи или пупочного соединения, она постепенно
очистит пупок от загрязнении и болезней. Поэтому данную процедуру следует практиковать
часто.
42.
Джаляндхара Бандха: её следует практиковать в конце Пураки (после
вдоха). Это своеобразное сжатие шеи (при наклоне головы вперёд), благодаря чему
создаётся препятствие для движения Ваю (вверх).
43.
Прана проходит через Брахманади по западной Танэ в центр, когда шея наклонена
вперёд так, чтобы подбородок касался груди. Приняв выше указанное положение,
йог должен будоражить Сарасвати и контролировать Прану.
44.
В первый день Кумбхаку следует выполнять 4 раза.
45.
На второй день её нужно выполнять 10 раз и отдельно ещё 5 раз.
46.
На третий день будет достаточно 20 раз. После этого Кумбхака должна выполняться
с тремя Бандхами, прибавляя по 5 раз ежедневно.
47.
Существует 7 причин заболеваний в теле. Первая – сон днём; вторая –
бодрствование по ночам; третья – половые излишества. Четвёртая – пребывание в
толпе. Пятая – употребление нездоровой пищи. Шестая – сдерживание выделительных
функций мочевого пузыря и кишечника. Седьмая – утомительная умственная работа с
Праной.
48.
Будучи атакован такими болезнями, йог, который боится их, говорит: «Мои болезни
вызваны практикой Йоги». После этого он прекращает практику. Это – первое
препятствие в Йоге.
49.
Второе препятствие в Йоге – сомнение относительно эффективности практики Йоги.
50.
Третье – беспечность или состояние смятения.
51.
Четвёртое – безразличие или лень.
52.
Сон составляет пятое препятствие для практики Йоги.
53.
Шестое – привязанность к объектам чувств; седьмое – ошибочное восприятие или
заблуждение.
54.
Восьмое – чувственные объекты или участие в мирских делах. Девятое – отсутствие
веры. Десятое – неспособность понять истины Йоги.
55.
Разумный практик Йоги должен посредством внимательного исследования и
размышления избегать этих 10 препятствий.
56.
Твёрдо фиксировав ум на Истине, следует ежедневно выполнять Пранаяму. Тогда ум
обретёт спокойствие в Сушумне. Посредством этого Прана никогда не будет
двигаться.
57.
Когда таким образом загрязнения ума будут устранены и Прана будет поглощена в
Сушумне, человек станет истинным йогом.
58.
Когда накопившиеся загрязнения, засорявшие Сушумна Нади, полностью устранены, и
проход для жизненного воздуха в Сушумне открыт с помощью выполнения Кеваля
Кумбхаки, йог, сжимая анус (Муля Бандха) заставляет Апану изменить свое
движение вниз на движение вверх.
59.
Поднявшись таким образом вверх, Апана смешивается с Агни. Затем, они быстро
следуют вверх к месту расположения Праны. Далее, Прана и Апана соединяются друг
с другом и идут к свёрнутой Кундалини, находящейся в спящем состоянии.
60.
Разогретая с помощью Агни и побуждаемая Ваю, Кундалини выпрямляется, входя в
нижнее ротовое отверстие Сушумны.
61.
Кундалини пронизывает Брахмагрантхи, образованную Раджасом. У рта Сушумны она
неожиданно сверкает подобно молнии.
62.
Затем, Кундалини мгновенно поднимается к сердцу через Вишнугрантхи. Потом она
проходит через Рудрагрантхи и движется вверх к центру между бровями.
63.
Проникнув в это место, Кундалини следует вверх к Мандале (сфере) Луны. Она
иссушает влагу, образованную Луной в шестнадцати лепестковой Анахата Чакре.
64.
Благодаря скорости Праны, когда кровь становится взволнованной, она (Прана)
становится раздражённой из-за её контакта с Солнцем. Затем, она следует в сферу
Луны. Здесь она становится природой чистого бесстрастия.
65.
Когда она сюда вливается, как может очень холодная кровь стать горячей?
66.
В этот момент белая форма луны быстро нагревается. Возбуждённая Кундалини
движется вверх и поток нектара течёт более обильно.
67.
В результате поглощения этого нектара Читта йога отвлекается от всех
чувственных наслаждений. Йог полностью поглощается в жертвенное пожертвование
Атме, с помощью нектара. Он устанавливается в своей собственной Душе.
68.
Он наслаждается этим высшим состоянием, становится преданным Атману и достигает
спокойствия.
69.
Затем, Кундалини движется к месту расположения Сахасрары. Она оставляет 8 форм
Пракрити: землю, воду, огонь, воздух, эфир, ум, интеллект и эгоизм.
70.
Захватив в свои объятия глаз, ум, Прану и др., Кундалини следует к Шиве и
захватывает также его, растворяя себя в Сахасраре.
71.
Таким образом, Раджас-Шукля или семенная жидкость поднимается вместе с Марут,
Ваю вверх к Шиве. Постоянно образующиеся Прана и Апана, становятся равными.
72. Прана течёт во всех вещах:
больших и малых, описуемых или
неописуемых, подобно сверканию золота. Дыхание также растворяет себя.
73.
Рождённые вместе и будучи одного качества, Прана и Апана также растворяют себя
в присутствии Шивы в Сахасраре. Достигнув равновесия, они больше не движутся
вверх или вниз.
74.
Затем, йог, расширяясь с Праной, распространяется наружу в форме истончённых элементов или в виде
просто образа формы, с умом, уменьшенным до слабого впечатления, и речью
оставшейся лишь в виде воспоминания.
75.
Затем, весь жизненный воздух заполняет всё его тело, подобно золоту при плавке
в огне.
КУНДАЛИНИ
ЙОГА
Перевод с английского, примечания, редакция:
Александр ОЧАПОВСКИЙ, Уфа, 2002
Сколько
раз следует практиковать Кумбхаку
Препятствия
для практики Йоги и о том, как их преодолеть
Кундалини достигает Сахасрары,
пронизывая три узла
ПРОДОЛЖЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ВСЯ КНИГА ВВЕРХ