ОГЛАВЛЕНИЕ   ГлавЫ 13, 14 Неврология и спинной мозг; ДЖАПА ИЛИ СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЕ ПОВТОРЕНИЯ

 главная страница

 

Свами САТЬЯ ПРАКАШ Сарасвати

Раджа Йога ПАТАНДЖАЛИ

Перевод: А.П.ОЧАПОВСКИЙ. Уфа, 2002

Глава  15
Восемь лотосовых колёс или Чакр

15.1. Популярное описание чакр (если хотите, можете называть их колёса или Лотосы, или лотосовые колёса) следующее. Вдоль позвоночника, подобно колёсам, нанизанным на верёвку вдоль нашего позвоночного столба, распо­лагаются 6 основных Чакр или центров психического сознания. Существуют различные центры, которые осуществляют контакт нашего каузального тела с нашими более высокими телами или контакт с нашими высшими центрами. Вдоль позвоночника расположено шесть чакр  и седь­мая - в центре головного мозга. Существует ещё две другие чакры, та­ким образом, всего получается их девять. Но большинство людей ещё не достигло состояния, в котором они могут усвоить знание этих девяти чакр. Для них обычно вполне достаточно принять семь чакр.

Когда человек может видеть ауру, он может видеть все цвета, рас­кручивающиеся из этих чакр, и, конечно, цвета и излучения ауры всех типов отличаются у разных индивидуальностей, мужчин и жен­щин. Они различны у разных людей, у разных возрастов, фактически, эти чакры анатомически не существуют, они просто умозрительны, так же как цвета и излучения ауры.

Первая чакра располагается у основания позвоночника рядом с ор­ганом выделения. Вторая находится на уровне гениталий, третья - у пупка, четвёртая - приблизительно на уровне сердца, пятая - на уровне горла и шестая - на уровне бровей. Здесь тоже, конечно, опи­сания несколько отличаются.

Существует ортодоксальная мифология, связанная с этими чакрами. Предполагается, что человек низкого уровня пребывает в самой нижней части позвоночника, и пока человек не способен поднять силу Кундалини в сердечную чакру, он не способен что-либо знать о прогрессе. Прежде, чем совершить какой-либо действительно удовлетворительный прогресс, человек должен послать свои духовные силы в Шестую Чакру. А когда он сможет подняться выше седьмой чакры, тогда он совершенно отчётливо узнает, что живет на Земле последний раз. Тогда, как предполагается, он достиг роста, дающего ему право получить освобождение от оков зем­ного тела и от циклов рождений и смертей.

15.2. Патанджали в своих Сутрах Йоги только однажды упоминает термин чакра, т.е. набхи-чакру (пупочный лотос) в своей Вибхути Паде, когда описывает Самьямы в различных частях света или регионах. Следующие десять Сутр Патанджали из Вибхути Пады относительно Самьямы могут быть хорошо использованы в качестве указателя Десяти Чакр или десяти лото­сов. Опять таки, их можно сравнить с восемью Чакрами, как указано в одной известной Пранаяма-мантре, данной ниже:

ОМ Апах-джьотих-расах-амритам-брахма-бхур-бхувах-свах ОМ СВАХА.

Эта Пранаяма-мантра относится к восьми областям чакр в нашем теле:

1) Апах - самая высокая область головного мозга - Мурдха (31)

2) Джьотих - в середине между глазами или ушами - Шротракаша (40)

3) Расах - на уровне горла - Кантха-купа (29)

- между горлом и сердцем - Курма-нади (30)

4) Амритам - у сердца - Хридая (33)

5) Брахма - у пупка - Набхи-Чакра (28)

6) Бхух - у выделительного ануса, копчика - Дхрува (27)

7) Бхувах - у мочевой точки - Чандра (26)

8) Свах - область высшей половой точки - Сурья (25)

В терминологии Патанджали Бхух-Бхувах-Свах являются Дхрувой (Полю­сом), Чандрой (Луной) и Сурьей (Солнцем). В мифологии предполагается, что Брахма связан с пупком или набхи. Хридая или Амритам является биологическим сердцем; человек мертв или мрита, когда сердце прекра­щает функционировать, поэтому сердце является амритам. В Пранаяма-мантре, Курма Нади опущена, предполагается, что она находится где-то между нашим горлом и сердцем и имеет форму черепахи. Область высшей половой точки или область семенного Вирьи и Оджаса действительно является самой доминирующей областью, связанной со всей человеческой анатомией, дающей свет и энергию всему, и в этом смысле она была связана соответственно со Свах в Пранаяма-мантре и с Сурьей в Сутрах Йоги. (ОМ сварадитьяя сваха).

15.3. Атхарваведа даёт описание города или Пури, который называется Айодхья, поскольку он невидимый. Этот город имеет девять ворот и во­семь чакр (колёс, кругов или лотосовых центров). Атман, низшее "я" или джива известен как Пуруша, поскольку он располагается в этом Пуре или городе. В терминологии этой Веды человек с устойчивым умом (а=не, тхарван=подвижный) известен как Атхарван; он есть йог. Мы будем говорить об этом йоге, его месте пребывания или его городе и будем описывать этот город и его тренировку в свете того, что дано в хорошо известной КЕНА СУКТА в Атхарваведе (X.ii.27-33).

"Атхарван (йог) соединяет воедино свое сердце (хридая) и свой головной мозг (мурдха). Он фиксирует свою прану в центре головы, но выше головного мозга или мурдхи." (26)

Эта мантра говорит о Самьяме праны в Мурдха чакре.

"Голова Атхарвана (йога) является безопасным вместилищем дэвов (органов чувств), защищённым праной, апаной и манасом". (27).

Всё, что заработано и накоплено органами чувств с помощью аннамаи (физической оболочки, сделанной из пищи), пранамаи (оболочки жизненных сил) и маномаи (оболочки умственных поведений), надёжно охраняется в голове или в головном мозге, как самскары, содействующие двум последующим оболочкам (виджнанамая и анандамая).

"Поистине, Пуруша распространяется сверху, с боков и, фактически, со всех сторон. Тот, кто знает этот пуру (город), знает, почему этот обитатель называется Пуруша (житель города)". (28).

Город или жилище божественного жителя находится за пределами аннамаи, пранамаи и маномаи коши (или оболочек), а имеет отношение к внутренней. Эта оболочка состоит из виджнанамая и анандамая коши, и там пребывают два существа, оба известны как Пуруши (жители города). Один из них является низшим "я", а другой - высшим "я".

Тот, кто знает город, полный бессмертного нектара (Божественно­го Блаженства), ему одному Брахману и близким богам (органам чувств) обеспечено зрение, жизнеспособность и потомство". (29).

Высшее "Я" является Брахманом; тому, кто способен проникнуть в самую глубоко расположенную область (тот, кто здесь благословлён пуб­ликой), Брахман даёт все благословения и божественное зрение и божест­венную жизнеспособность, т.е. потенциальную возможность видеть то, что другие не могут видеть, и делать то, что другие не могут сделать, и все божественные потомства - органы чувств являются потомством. Ор­ганы  чувств йога становятся свободными от всех видов злости.

"Человека, который обладает привилегией в знании этого города Брахмана, окруженного со всех сторон амритой (нектаром бессмертия), никогда до глубокой старости не покинут зрение и жизненные силы". (30).

Фактически для таких людей не наступает старость. Пока они жи­вут, они полны жизнеспособности и Божественного видения.

"Этот город Богов (органов чувств) имеет восемь чакр и девять ворот и известен, как Непобедимый или Айодхья. В этом золо­том городе лучезарности мы имеем сокровище, состоящее из джьоти (свет, знание или виджнана) и сварги (Блаженства, Счастья или Ананды)". (31).

Город, самая глубоко расположенная область, окружена со всех сто­рон Виджнанамая кошей и Анандамая кошей. Эти две коши заключают в себе каузальное или тонкое (Карана или Сукшма) тело "я".

"В тех золотых лучезарных оболочках (кошах), в каждой из них (тасмин, тасмин) имеются три спицы (ара) и три опоры или три центра (пратиштха) и Якша "Я", которое главенствует над оболоч­кой и известно лишь тем, кто известен, как знаток Брахмана (Брахмавид)". (32).

Это Кена Сукта Атхарваведы. У нас есть похожая Кена Упанишада, которая дает притчу о Якше и дэвах (органах чувств). Боги решили про­возгласить себя победителями и в то время, когда они незаслуженно восхваляли себя, перед ними появился Якша. Они не знали, кто он. К не­му были посланы Агни и Ваю, Якша положил перед Агни соломинку; Агни старался изо всех сил, но не смог зажечь соломинку. Вайю (ветер) ста­рался изо всех сил, но не смог сдвинуть её с места. Несомненно, Якша был Брахманом, которого мог узнать только Индра, но не другие боги.

Этот Брахма известен как Тадвана (Тот, к которому человек должен стремиться; Тот, которого следует выбрать). Ему одному следует покло­няться.

"Брахман расположен в этой области (он главенствует над этим городом), который есть лучезарность, ликвидатор боли и страдания, полный величия, непобедимый и ослепительно золотой". (33).

Атхарваведа не описывает все восемь чакр города и девять ворот. Девятью воротами являются девять отверстий тела:

Навадвара: "Девятью отверстиями являются: два глаза, два ушных отверстия, две ноздри, один рот [О первых семи (сапта-кхани), см. Атхарва Веду, X.ii.6], анус и мочевыводящий проход". Иногда пупок также считается отверстием, тогда число достигает десяти.

15.4. В более поздней литературе упоминаются следующие Восемь Чакр:

1) Мулядхара чакра - расположенная рядом с анусом.

2) Свадхистхана чакра - немного выше Мулядхары.

3) Манипура чакра - рядом с пупком.

4) Анахата чакра - рядом с сердцем.

5) Вишуддхи чакра - рядом с горлом.

6) Лаляна чакра - у корня языка.

7) Аджна чакра - между бровями.

8) Сахасрара чакра - в головном мозге.

Конечно, названия и положения этих чакр умозрительны и нереальны. Предполагается, что все они расположены на позвоночнике (или спинном мозге), начиная от копчика до самой верхней части и, в конце концов, простираясь в область продолговатого мозга и заканчиваясь в головном мозге.

15.5. В нашей главе 13 мы детально описали спинной мозг и его раз­личные отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и, наконец, копчиковый. Шейный отдел соответствует области шеи (горло или кантха); из этой области выходят 8 пар спинномозговых нервов. Это Вишуддхи чакра, из­вестная также, как расах или кантха-купа. Ниже расположен грудной от­дел, прилегающий к грудной клетке. Это соответствует Анахата чакре, Курма Нади или Хридая чакре или Амрита чакре. Из этой области берут начало 12 пар спинномозговых нервов. Ниже грудного отдела располагается поясничный отдел. Это соответствует Манипурака чакре, Набхи чакре, ими Брахма чакре. Из этой области берут начало 5 пар спинномозговых нервов. Далее поясничный отдел переходит в крестцовый отдел, относящийся к основанию поясничного столба, на конце которого расположен копчик. В этой области расположено 5 + 1 = 6 пар спинномозговых нервов. Это соответствует Свадхистане и Мулядхара чакрам или чакрам бхух, бхувах и свах. Весьма вероятно, что каждая из этих трёх чакр соответствует двум парам спинномозгового нерва.

Остальные две или три чакры (Ляляна, Аджна и Сахасрара известны также как джьотих и апах, или как Мурдха и Шротракаса чакры) входят в область продолговатого мозга и головного мозга с большим числом чувствительных нервов всех видов, приходящих сюда и идущих дальше из этой области.

15.6. Подобно тому, как мы тренируем другие части тела, чтобы поддерживать их свободными от разложения и болезней, точно так же мы должны выполнять упражнения для спинного мозга и различных его областей, что­бы человек мог извлечь всю пользу от этой сложной системы. Подумайте только, насколько удивителен этот спинной мозг, занимающий верхние две трети позвоночного столба и являющийся непрерывным от большого позвоночного отверстия, где он соединяемся с продолговатым мозгом, и идущим вниз. Его длина 45 сантиметров, а вес - около 30 грамм. Он состоит из пучка тончайших нитей, управляющих судьбой всего человечес­кого организма. Возникает вопрос: а не требуется ли ему забота с на­шей стороны? Можно ли его развить в том смысле, что с этим развитием мы сможем изменить нашу личность? Поможет ли он нам в нашем росте? Имеем ли мы какие-то средства сделать это? Не опасно ли играть с таким чувствительным органом, как спинной мозг со спинномозговыми нервами, который Бог так хорошо защитил, расположив внутри позвоночного столба? Эти вопросы волнуют человечество с тех пор, как были получены сведе­ния об этом мозговом столбе.

15.7. Одним из величайших достижений наследников ведических знаний является открытие этого спинного мозга и приобретение знаний о его роли в человеческом организме. Вторым их открытием было открытие отно­сительно функции праны. И третьим - открытие особой функции ума, из­вестной как сила воли. Эта сила воли (иччха-шакти) с помощью пран или жизненных сил может достигать многих феноменальных вещей. Напри­мер, большинство из нас не может двигать ушами, как это делает боль­шинство животных; это они приобрели с практикой. В этом случае прак­тика заключается в тренировке силы воли и направлении Праны к ушам. Это, выражаясь языком Патанджали, означает Самьяму праны в области ушей. Эта Самьяма должна привести нас к Сиддхи ушных движений. Эта неболь­шая способность может быть достигнута с помощью комбинации действия Пранаямы, Пратьяхары, Дхараны и Дхьяны. Слово "Самьяма" означает "объединённую дисциплину". Автор Сутр Йоги определяет дальнейшее специализирован­ное созначение этого термина относительно более высоких целей. Самья­ма Патанджали является объединённым согласованным действием Дхараны, Дхьяны и Самадхи. (Йога III.4).

Когда хорошо поёт опытный певец, говорят, что он обладает Самьямой в своих голосовых связках. Его Самьяма является совершенным вла­дением объединённым согласованным действием Пранаямы, Пратьяхары, Дхараны и Дхьяны. Его сильная воля, его контроль над Праной, его концен­трация на голосовых связках и его игра с лёгкими все вместе ведут к созданию мелодии, которую он представляет. Художник имеет Самьяму в своих пальцах и посредством этого в своей ручке и кисти. Здесь снова имеет место сила воли, Прана, тщательная концентрация каждой из них, и контроль даёт художнику возможность выводить ручкой и кистью изящные вещи в своих изгибах и цвете, которые большинство из нас не могли бы сделать, даже если бы захотели. Художник – это тот, кто мо­жет работать на комбинациях и перестановках П2Д2 (т.е. двумя П - Пранаяма + Пратьяхара; и двумя Д - Дхарана + Дхьяна).

а) Первая самьяма, которую следует достичь, заключается в Бхух, Бхувах и Свах Чакрах (Дхрува чакра, Чандра чакра и Сурья чакра); эти три чакры находятся на хвостовом конце спинного мозга. Физически вна­чале необходимо очистить кишечник, почки и половые органы от болезней. Это не просто физическое очищение; это требует умственного очищения, контроля над вкусом, чувством вкуса, наслаждением от богатой пищи и над привычками к напиткам. Если вы контролируете свои привычки питания и употребления напитков, вы в значительной мере можете контролировать свои почки и тонкий кишечник. Самьяма в Сурье, Чандре и Дхруве - это не Самьяма в астрономическом плане. Это скорее Самьяма в гастрономическом плане. Пища также управляет в большой степени нашими половыми и чувственными привычками. С чис­тым телом и с чистыми привычками, теперь сядьте прямо и сделайте глу­бокий вдох; задержите на некоторое время дыхание и мысленно сконцентрируйтесь на хвостовой области спинного мозга. Постепенно ум, не­материальное должны начать реагировать с нервами хвостового отдела спинного мозга. Ощущайте, что вы словно сами проникаете внутрь хвосто­вого конца спинного мозга, или ощущайте, что ваша прана оживляет эту часть спинного мозга, которая так долго находилась в скрытом и бездеятельном состоянии. Это Самьяма, с которой следует начать.

Следующая Самьяма должна быть в Брахмачакре или Набхи чакре. Сде­лайте глубокий вдох (Пурака), паузу на некоторое время (Антах-кумбхака) и, находясь в состоянии этой паузы, мысленно концентрируйтесь на области пупка. Делайте самовнушение, что вы словно поднимаетесь из ниже расположенной чакры в эту область Набхи. Практикуйте это ежедневно на 5 - 10 счетов. Медленно выполните Речаку (выдох) и расслабьтесь. С помощью самовнушения старайтесь представить, что ваша Прана проходит по спинному мозгу от копчика к пупку. С этим самовнушением сжимайте анус и мысленно поднимайте себя из этой области (у Мулядхара чакры).

Обычно я не советую кому-либо из своих читателей идти дальше Набхи чакры. Для большинства из нас Самьяма до Набхи чакры более, чем дос­таточна и не содержит в себе риска. Не рискуйте своими пранами в спин­ном мозге. Не пытайтесь даже мысленно с помощью самовнушения подниматься от набхи или пупка к Хридае или сердцу. Кроме всего прочего, сердце - нежный орган, и требуется большая осторожность и внимательность для вмешательства в дела этой области.

Для областей, расположенных выше Набхи, я дам просто беглый обзор. Я с великой радостью предпишу мысленные прыжки от одной области к другой. Сделайте глубокий вдох (Пурака) и мысленно начните совершать свои прыжки от Мулядхара чакры (в области ануса и гениталий) к пуп­ку; пауза на 2 - 3 счета; затем из этой области - к Хридайе или сердцу; опять пауза на 2-3 счёта; затем, от сердца - к горлу (Вишуддхи, Кантха или Раса чакра); затем, четвёртый прыжок от Кантхи или горла - к Джьоти или Аджна чакре (область между глаз или между ушей), а теперь – пятый и последний прыжок от Аджна чакры к Апах или Мурдха чакре в области головного мозга.

Пожалуйста,   не   делайте   са­мовнушения,   что   вы   продвигаетесь в своей Пране (фактически, в Удане) по спинному мозгу за предел Набхи. Тогда вы будете в безопасности. Эти пять прыжков могут закончиться за 10 - 15 счетов. Думайте о своем Боге; молитесь Ему и взывайте к Нему ради благополучия этих областей и для очищения головы и сердца.

б) Направление этого приятного путешествия и временного пребыва­ния теперь может быть изменено. После глубокой Пураки выполните Речаку (выдох после глубокого вдоха). Теперь начните со своей Бахих-кубхаки (или задержки после выдоха), и пока пребываете в этом состоянии, начните свои приятные прыжки, временные пребывания или путешествия с высшей чакры до ануса - половой области с мысленной паузой на один счет на каждой чакре.

(1) от Апах до Джьоти чакры;

(2) от Джьоти до Раса чакры;

(3) от Раса чакры до Амрита чакры;

(4) от Амрита чакры до Брахма чакры и, наконец,

(5) от Брахма чакры до Бхух-бхувах-свах чакры.

Было бы замечательно, если бы вы заканчивали цикл, имея умственный прыжок от самой низшей чакры до самой высшей, т.е. от Бхух-бхувах-свах чакры до Апах чакры.

в) Теперь я возьму вас в третий тип путешествия. Оно начинается от Кантхи (Раса чакра) или губ (область вач) после глубокого вдоха (глубокая Пурака); от области Расы, прыжок до области ноздрей (или область между Раса чакрой и Джьоти чакрой); затем от этой области до области джьоти (области между глазами), два счёта пауза во всех этих остановках; ещё два счёта пауза, давайте назовём её паузой в точке, расположенной между ушами, совсем рядом с областью Джьоти, но несколь­ко сзади в головном мозге (область Апах или область Мурдха). После па­узы в два счёта, прыгайте к пупку (от Мурдхи или Апа-чакры до Набхи или Брахма-чакры). Теперь от пупка или Набхи-чакры наше путешествие снова продолжится в верхнем направлении: от Набхи (пупок или Брахма) чакры сделайте мысленный прыжок к Амрите (сердце или Хридая) чакре; а теперь от этой Хридая или Амрита чакры переходите к Кантхе (горлу или Раса-чакре). Теперь от Раса-чакры (т.е. от области Кантхи или горла) опускайтесь в Мулядхара чакру или самую нижнюю область спинного мозга.

Для этого третьего путешествия сядьте, скрестив ноги, глаза смот­рят вперёд, руки расслабленно опущены так, что ладонь левой кисти ле­жит на ладони правой кисти, и лежат они ниже пупка, близ половых органов. Сделайте глубокий вдох (Пурака) и, находясь в состоянии Антхах-кумбхаки, совершите это путешествие.

15.8. Для трех предписанных путешествий запомните, пожалуйста, три следующих сочетания мантр или формул; они помогут вам в указании ста­дий или остановок для паузы (конечно, они предполагают различные об­ласти чакр).

Для путешествия (а):

Следующая мантра в обратном порядке:

"ОМ Апах-джьотих-расах-амритам-брахма-Бхух-Бхувах-Свах ОМ".

Для путешествия (б):

"Бхух пунату шираси: Апах или мурдха-чакра (головной мозг или голова).

Бхувах пунату нетрайох: Джьотих или аджна чакра (глаза).

Свах пунату кантхе: Расах-чакра (Кантха или горло).

Махах пунату хридае: Амрита-чакра (Хридая или сердце).

Джанах пунату набхьям: Брахма-чакра (Набхи или пупок).

Тапах пунату падайох: Бхух-бхувах-свах чакра (об­ласть ануса и половых органов или Мулядхара)

Сатьям пунату пунах-щираси: Опять апах или об­ласть головного мозга".

Для этого путешествия сядьте, скрестив ноги так, чтобы ваши сто­пы (лодыжки) были рядом с областью ануса и половых органов и, следо­вательно, тапах пунату падайох, или рядом с областью Мулядхары.

Для путешествия (в):

Сядьте, скрестив ноги, прямо, обе руки сво­бодно опущены. Ладонь одной кисти лежит на другой и обе ладони покоятся под пупком рядом с половыми органами.

"Вак-вак: рядом с губами на уровне горла: область Расах.

Пранах-пранах: на уровне ноздрей между областей Расах и Джьотих.

Чакшух-чакшух: между глаз; Джьотих чакра.

Шротрам-шротрам: между ушами, позади середины между глазами в головном мозгу (Апах или Мурдха чакра).

Набхих: у пупка или Брахма или Набхи чакра.

Хридаям: у области сердца или Амрита чакра.

Кантхах: у горла или Раса чакра.

Ширах: у Апах или Мурдха чакры, головной мозг.

Бахубхьям яшобалям-караталя-караприштхе: Бхух-бхувах-свах - области, об­ласть Мулядхары рядом с вашими ладонями.

Добавленные к трём верхним, мы имеем две хорошо известные мантры для Пранаямы и созерцательной медитации и повторений:

ОМ Бхух + ОМ Бхувах + ОМ Свах + ОМ Махах + ОМ Джанах + ОМ Тапах + ОМ Сатьям

ОМ-Бхур-бхувах-свах;

тат-савитур-вареньям;

бхарго дэвасья дхимахи;

дхийо-йо-нах прачодаят. (Гаятри или Савитри Мантра).

 

 

 

Свами САТЬЯ ПРАКАШ Сарасвати

Раджа Йога ПАТАНДЖАЛИ

Глава  15 Восемь лотосовых колёс или Чакр

 

Перевод: А.П.ОЧАПОВСКИЙ. Уфа, 2002

 

ВВЕРХ        далее:  ГЛАВА 16 ПРАТЬЯХАРА ИЛИ НАПРАВЛЕНИЕ В ОПРЕДЕЛЁННОЕ РУСЛО