оглавление
вся книга главная страница
Шри Свами ШИВАНАНДА
Бхакти ЙОГА
(Главы 9-11)
Перевод на русский язык, примечания, редакция:
Александр ОЧАПОВСКИЙ
E-mail: OchapovskyAP@ic.bashedu.ru
Web-site: http://www.bashedu.ru/yoga/
Уфа, 2001
Оглавление
Предисловие переводчика
Правила чтения Санскрита
Предисловие к изданию на английском языке
Глава I. Кто является Богом?
I.1. Бог – это Истина
I.2. Бог существует
I.3. Бог является постоянным
Глава II. Что такое Бхакти?
II.1. Бхакти – это любовь к Господу
II.2. Плоды Бхакти
II.3. Характерные черты Бхакты
Глава III. Пуджа или поклонение
III.1. Пуджа – это поклонение Богу
III.2. Инструкции для поклонения
III.3. Манасик Пуджа (умственное
поклонение)
III.4. Пара Пуджа
Глава IV. Бхава (отношение)
IV.1. Шанта Бхава
IV.2. Дасья Бхава
IV.3. Сакхья Бхава
IV.4. Ватсалья Бхава
IV.5. Мадхура Бхава
IV.6. Предостережения
Глава V. Божественное Имя
Глава VI. Молитва
Глава VII. Вера
Глава VIII. Девять способов Бхакти
VIII.1. Шравана
VIII.2. Киртан
VIII.3. Смарана
VIII.4. Падасевана
VIII.5. Арчана
VIII.6. Вандана
VIII.7. Дасья
VIII.8. Сакхья
VIII.9. Атма Ниведана
Глава IX. Пара Бхакти
IX.1. Псевдо-Пара Бхакты
Глава X. Одиннадцать моментов для развития Бхакти
Глава XI. Бхакти и Джнана
XI.1. Пратима – это замена или символ
XI.2. Джнани – это величайший Бхакта
XI.3. Доктрина Аватар
XI.4. Взаимная зависимость Бхакти и Джнаны
XI.5. Четыре вопроса Акбара
XI.6. Сравнение Бхакти и Джнаны
Глава XII. Самадхи
XII.1. Четыре вида освобождения
XII.2. "Космическое
сознание". Доктор Морис Бьюк
XII.3. Надёжный способ установления
связи с Богом
XII.4. Физиологические перемены
XII.5. "Бессмертные руки"
XII.6. Атомный танец природы
XII.7. Неописуемая благодарность
Глава XIII. Лёгкий способ для поклонения
Глава XIV. Неотъемлемые части в Бхакти
XIV.1. Засейте духовное семя в
молодости
XIV.2. Не торгуйтесь с Богом
XIV.3. Ишварапранидхана
XIV.4. Приятное полезно для несчастья
XIV.5. Важность Гуру Бхакти
XIV.6. Метод сочетания
Глава XV. Жизнеописания Бхакт
XV.1. Прахлада
XV.2. Джагай и Мадхай
XV.3. Павахари Баба
XV.4. Намдэв
XV.5. Мирабай
Глава IX. Пара Бхакти
Пара Бхакти является высшей формой Бхакти. Обычная Бхакти, которая
начинается с поклонения идолам с помощью сандаловой пасты, цветов и Арати,
достигает высшей точки или кульминации в Пара Бхакти.
Преданный Пара Бхакти не поклоняется идолам. Он не звонит в
колокольчики. Он не носит знаков на своём лбу. Он не посещает храмов. Он не
связан правилами или условностями. Пара Бхакти – это такая стадия, которая
достигается, когда педантичная Бхакти достигает своего полного развития.
Весь мир является Вриндаваном для преданного, установленного в
Пара Бхакти. Он всюду видит Бога. Он созерцает себя, как Господа Раму или
Господа Кришну.
Наммальвар обладал таким опытом. Он гладил землю и говорил: "О!
Это – земля Ваманы." Он указывал на небо и восклицал: "О! Это – Его
Вайкунтха!" Он, бывало, гладил прохладный ветерок и говорил: "Это моя
Ачьюта." Он мысленно обнимал пламя и говорил: "О бессмертный
Ананта!" Он простирал свои руки к океану и восклицал: "Вот море, где
отдыхает мой Высший Господь." Он указывал на холм и говорил: "Приди,
величественный Хари, посмотри, мой Вишну пришёл". Когда он видел чёрные
грозовые тучи, он говорил: "Это – мой Бог Кришна."
Намдэв был преданным Пара Бхакти. Он всюду видел Кришну. Однажды
собака утащила у него сухой хлеб, и он бросился за ней с чашкой гхи, чтобы
сделать хлеб более мягким. Он видел Господа Кришну в собаке. Тукарам говорил:
"Подобно тому, как сахар наполняет собой сок сахарного тростника, точно
так же Бог Кришна пронизывает весь мир." Прахлада видел своего Хари в
колонне и сказал своему отцу: "Бог Кришна находится в колонне."
Преданность Прахлады была высшей преданностью.
Пара Бхакти или высшая преданность не может быть достигнута за
один день. Для её развития требуется долгое время. Человек должен пройти через
предварительные стадии Бхакти. Он должен посещать храмы, подносить цветы и
совершать Арати. Он должен служить Бхактам, совершать Джапу, Киртан и
медитацию. Он должен практиковать 9 способов преданности. Он должен изучать
Рамаяну, Бхагавату и другие священные писания, которые имеют дело с Бхакти.
Духовная эволюция является постепенной. Грех, ожесточающий сердце, должен быть
смягчён. Курсу дисциплины Бхакти следует быть подвергнутым с усердием, верой и
интересом. Только тогда педантичная Бхакти расцветёт в Пара Бхакти.
Слушая и воспевая славу Господа Кришны, создаётся естественное
чувство любви к Нему. Чувство любви становится всё сильнее и сильнее. Это
известно как Бхав, Прем и Маха Бхав.
Брахма Джнани говорит: "Сарвам Кхалвидам Брахма" –
"В действительности всё является Брахманом". Преданный Пара Бхакти
провозглашает: "Сарвам Вишнумаям Джагат" – "Весь мир – это лишь
Вишну". Пара Бхакти и Джнана – это одно и то же.
Невежественный новичок на пути преданности говорит: "Я
практикую Пара Бхакти. Мне незачем ходить в храмы и поклоняться идолам. Какая
польза от поклонения идолам, подношения цветов и зажигания масляных ламп?"
Он находится в серьёзном заблуждении. Это состояние тех, кто следует по
духовному пути без совета духовного наставника. Они делают то, что хотят. Они
следуют подсказке своего низшего ума. У них не происходит духовного прогресса.
Они подобны псевдо-Ведантическим ученикам.
Трудно развить Бхакти. Бхакти такая же трудная, как Веданта или
Джнана Йога. Внутренние враги: похоть, ревность, жадность, ненависть, эгоизм и
гнев – очень сильны. Они являются препятствиями в культивировании преданности.
Ученик должен пройти начальные стадии Бхакти Йоги, подобно тому,
как студент должен сдать вступительные экзамены, затем экзамены на бакалавра,
прежде чем поступить в класс на магистра гуманитарных наук.
Следует начать с практики очистительных упражнений. Человек должен
посещать храмы и совершать поклонение. Он должен делать гирлянды из цветов для
Бога. Он должен подметать пол в храме. Он должен звонить в колокольчики. Всё
это должно совершаться с верой, преданностью и сильной Бхавой. Он вновь и вновь
должен быть распростёртым перед Божеством. Он должен совершать обходы вокруг
храма.
Некоторые ученики считают, что это ниже их достоинства – звонить в
колокольчики, обмахивать горящими лампами, предлагать воду и делать гирлянды из
цветов. Они считают, что это работа лакеев. Такие ученики не могут и мечтать о
преданности Бхакти даже через множество рождений. Они не располагают даже
элементарными знаниями о Бхакти Йоге.
Изучайте жизнь 63-х святых Наянара – тамильских святых Южной
Индии. Они были неграмотными, но обладали сильной, непоколебимой преданностью
Господу. Они ежедневно практиковали предварительное очистительное служение в
храме. Они достигли Шива Саюджья с помощью одних лишь этих практик.
Очень трудно достичь стадии Пара Бхакти. Пара Бхакти и Джнани –
это одно и то же. Пара Бхакти является высшей Бхакти. Она приходит посредством
общей, откровенной и щедрой самоотдачи. Мира, Дэва, Гауранга и Эканатх обладали
этой Бхакти. Если ученик ошибочно и по глупости думает, что он достиг высшей
стадии Пара Бхакти и пренебрегает предварительными практиками, его небольшая
преданность быстро испарится. Он упадёт в глубокую пропасть мирской жизни.
Будьте скромным и простым. Думайте о том, что вы – всего лишь
начинающий ученик в Бхакти. Будьте бдительным. Укрепляйте своё стремление.
Оставайтесь в обществе преданных и защищайтесь от соблазнов мирских влияний.
Только тогда вы можете вырасти в Бхакти. Только тогда снизойдёт Божественная
Милость.
Ложное самодовольство является серьёзным препятствием на духовном
пути. Майя действует различными способами. Она принимает множество форм и
вводит ученика в заблуждение. Когда ученик ещё не достиг второй стадии Бхакти,
он отказывается от Садханы. В этом случае дальнейший прогресс прекращается.
Если же он живёт под руководством Гуру, Гуру указывает на его недостатки. Но
обычно он не хочет жить под руководством Гуру. У такого ученика развита ложная
идея независимости. Его высокомерие, самонадеянная природа, самоуверенность и
тщеславие действуют как опьяняющая завеса и являются камнем преткновения. Он
даже сам не знает, что он делает и в каком положении он находится.
Человек, который достиг стадии Пара Бхакти, будет обладать
абсолютным бесстрашием, у него не будет желаний, гнева, чувства "Я" и
"моё". Он будет необыкновенно скромным. У него не будет привязанности
к чему-либо. Он будет наслаждаться божественным даром. Он будет обладать всеми
добродетелями, перечисленными в 12-й главе Гиты. Он будет выше телесного
сознания.
Если человек не обладает всеми этими признаками, а просто говорит:
"Я – Пара Бхакта",- не верьте ему. Он лицемер. Люди проливают
фальшивые слёзы из-за раздражения нервов, которые управляют выделением слёз.
Это не искренние слёзы преданных любви. Не принимайте эмоции за преданность.
Будьте бдительным.
Пусть Бог даст должное понимание всем. Пусть эта земля будет
свободной от учеников псевдо-Пара Бхакти. Пусть весь окружающий мир заполнится
истинными, жаждущими, искренними и скромными преданными, которые вдохновят всех
и вся верой, преданностью, радостью и блаженством.
Глава X. Одиннадцать моментов для развития Бхакти
Было бы грубой ошибкой рассматривать Бхакти как состояние
повышенной эмоциональности. В действительности это – дисциплина и тренировка
воли и ума, надёжных средств для интуитивной реализации Бога посредством
сильной любви и привязанности к Нему. Это средство для понимания истинного
знания Реальности, начинающейся от поклонения образу и продолжающейся до высшей
формы космической реализации единства с Богом. Вы можете достичь этого, следуя
11-ти фундаментальным факторам, предписанным Шри Рамануджей. Это:
1. Абхьяса - практика постоянного размышления о Боге;
2. Вивека - различение;
3. Вимока - освобождение от всего мирского и страстное стремление к Богу;
4. Сатьям - правдивость;
5. Арджавам - откровенность (прямота);
6. Крия - совершение добра для всех;
7. Кальяна - пожелание благополучия всем;
8. Дая - сострадание;
9. Ахимса - непричинение вреда;
10. Дана - благотворительность;
11. Анавасада - бодрость и оптимизм.
X.1. Абхьяса – практика
постоянного размышления о Боге
Абхьяса – это непрерывные и настойчивые усилия в достижении
мастерства над собой. С помощью постоянной практики Садхака пытается достичь
уравновешенности ума, чтобы сдерживать свои волны мысли, настраивая их лишь на
один объект – на Бога. Посредством упорной практики он контролирует исходящие
тенденции своего ума и направляет их внутрь. Он постоянно живёт в Боге и
медитирует на Нём.
X.2. Вивека – различение
Вивека или различение, проницательность позволяет ему сделать
выбор между правильным и неправильным, делать то, что должно совершать, и
воздерживаться от того, что не следует делать. Как он может тонко разбираться
между хорошим и плохим? То, что возвышает и приближает его к Богу, то, что
приносит ему радость и покой, он считает правильным. Он твёрдо придерживается
этого и действует в соответствии с этим. То, что приносит ему подавленное
состояние, страдание и беспокойство, то, что мучает его сознание и уводит его
от добра, от Бога, он рассматривает как заблуждение. Он воздерживается от него
и защищается от его влияния. Он умеет различать Саттвическую пищу, которую
следует употреблять, от Раджасической и Тамасической пищи, которую не следует
есть. Таким образом, он тонко различает правильное и неправильное, и следует
совету мудреца. Он настойчиво борется для достижения своей цели, следуя пути
добродетельности.
X.3. Вимока –
освобождение от всего мирского и страстное стремление к Богу
Вимока – это страстное стремление к одному лишь Богу, отказ от
всего, что не ускоряет этот прогресс. Очевидно, человек должен отказаться от
всего, что имеет мирскую природу, чтобы достичь вечного. Садхака должен
отречься от страстного желания мирских объектов. Он должен отречься от вредных
волн мысли в уме посредством самоанализа и надлежащего усилия. Только тогда он
может развить истинное стремление к Богу. Только тогда он может достичь
Божественного. Вы не можете пить два напитка одновременно из одной и той же
чашки. Если вы желаете Божественного прогресса, вы должны отречься от всего,
что не способствует прогрессу. В этом заключается весь секрет. Ничего не желать
– это высший и самый эффективный способ достижения страстного желания Бога.
X.4. Сатьям – правдивость
Сатьям или правдивость является предварительным условием в
Садхане. Бог – это Истина. Следовательно, для Его реализации человек должен
стать воплощением Истины. Он должен жить в Истине, думать в одних лишь истинных
терминах, говорить истинное и действовать в соответствии с велением собственной
совести.
X.5. Арджавам –
откровенность (прямота)
Арджавам – это прямота или честность. В поиске Бога нет места
обману, нечестности или фальши. Бог не желает ни ваших богатств, ни вашего
интеллекта; он хочет чистого, правдивого сердца, лишённого лживости, мелочности
и лицемерия. Нет ничего, что можно скрыть от Бога. Он является всеведущим,
всепроницающим Духом. Ваше сердце должно быть чистым, как белый снег, как
прозрачный кристалл. Вы не можете видеть ясное, точное отражение в
искривлённом, покрытом пылью зеркале. Точно так же, если ваше сердце покрыто
паутиной эгоистических желаний и нечестности и искажено лицемерием и отсутствием
прямоты, вы не можете познать истинную природу Бога. Садхака должен развивать
сердце, подобное тому, что имеется у ребёнка.
X.6. Крия – совершение
добра для других
Крия или совершение добра для других является следующим моментом
для развития Бхакти. Истинный преданный будет видеть Бога во всех формах. Самая
важная обязанность Садхака – это делать добро и служить другим независимо от
каких-то отличительных особенностей или личных соображений. Служение и помощь
тем, кто находится в беде, открывает глаза Садхаку на печаль человеческой
жизни. Человек начинает понимать мучительную природу мирского существования.
Холодное, эгоистическое сердце обучается чувствовать других. Сострадание,
милосердие и любовь вырастают в сердце. Сердце становится чистым, и пробуждается
бесстрастие.
X.7. Кальяна – желание
добра другим
Кальяна или желание добра другим – это другая характерная черта
преданного. С любящим сердцем молитесь Богу для благополучия других, для мира и
благосостояния всего мира и для вашего развития. Не испытывайте зависти или
враждебности к другим. Вместо этого желайте им добра и благоприятного. Таков
дух истинного преданного.
X.8. Дая – сострадание
Затем следует Дая или сострадание. Бог – это любовь. Он –
всемилостив, и является воплощением сострадания. Поскольку вы стремитесь
реализовать Его, вы также должны стать подлинным океаном милосердия и любви.
Культивируйте такую широту души, как безграничное небо.
X.9. Ахимса – ненасилие
Ахимса или ненасилие – это сила, дающая жизнь. Все божественные добродетели,
которые необходимы для человеческой эволюции, происходят из Ахимсы.
Враждебность, ненависть, гнев и злоба не могут устоять перед её могущественной
мощью. Это особое свойство души. Практика Ахимсы достигает высшей точки в
реализации единства и исключительности жизни. Она вызывает ощущение
универсального братства и космической любви.
X.10. Дана –
благотворительность
Затем следует Дана или благотворительность. Благотворительность
нейтрализует или перекрывает множество грехов – говорил Иисус Христос. Щедрая,
добровольная благотворительность от чистого сердца, для облегчения страдания
страждущих является средством для облагораживания сердца и разрушения его
мелочности и загрязнённости. Обладайте щедрым сердцем. Чем больше вы даёте, тем
больше вы обретёте. Это закон природы.
X.11. Анавасада –
бодрость и оптимизм
Анавасада – это бодрость и надежда. Это необходимая добродетель
для преданного. В духовном пути не существует места для подавленности. Будьте
оптимистичным, усердным и упорным. Существует множество действующих сил,
которые будут противодействовать вашему прогрессу, будут нападать на вас и
ослаблять. Но вы не должны терять свою надежду или впадать в депрессию. Храбро
встречайте смятение и действуйте, несмотря на трудности и неблагоприятные условия,
которые стремятся столкнуть вас с пути Садханы. С бодрым упорством и
оптимистическим усердием, полагаясь на Внутреннее Я, возобновляйте Садхану, и
вы достигнете успеха.
Глава XI. Бхакти и Джнана
XI.1.
Пратима – это замена или символ
Для начинающего Пратима является абсолютной необходимостью. От
молитвы идолу Ишвара получает удовольствие. Пратима состоит из 5-ти элементов.
5 элементов также составляют тело Господа. Идол остаётся идолом, но поклонение
переходит к Богу. Человек радуется, когда пожимает другу руку; он касается
небольшой части его тела. Бог также получает удовольствие, когда небольшой
части Его космического тела поклоняются. Подобно ребёнку, развивающему
материальные ощущения с помощью игры с воображаемой игрушкой, созданной самим
ребёнком из тряпки и позволяющей себя кормить, точно так же преданный развивает
свою преданность, поклоняясь идолу и концентрируясь на нём.
Известный барон из Нью-Йорка однажды вечером пришёл ко мне для
интервью. Во время разговора он сказал: "Свамиджи, я не верю в поклонение
образу. Всё это глупость." У личного секретаря барона, который был также с
ним, была фотография барона в дневнике. Я взял фотографию и попросил секретаря
плюнуть на неё. Секретарь был ошеломлён. Он смотрел на барона и был в замешательстве.
Я снова попросил его: "Давай, плюнь на фотографию. Быстро." Секретарь
сказал: "Свамиджи, барон является моим господином. Я ему служу. Как я могу
плевать на фотографию? Это его образ. Я не могу это сделать. Я уважаю его на
этой фотографии." Я сказал ему: "Это просто бумага. Это же не
настоящий барон. Он не может говорить, двигаться или есть." Тогда
секретарь сказал: "Как бы то ни было, я вижу моего барона на этой
фотографии. И подобный акт оскорбляет мои чувства и оскорбляет чувства моего
хозяина. Я не могу плюнуть." Я сказал барону: "Вот, посмотрите, мой
друг! Ваш секретарь любит и уважает вашу фотографию. Он связывает ваше
присутствие с фотографией, хотя это просто кусочек бумаги. Разве это не
поклонение образу? Таким же образом преданный ассоциирует атрибуты Бога с Его
образом и чувствует Его присутствие или пребывание. Он обнаруживает, что легче
концентрировать свой ум на Его образе. Ум ищет конкретной опоры, на которую
можно опереться в начальной стадии практики. Теперь вы понимаете, мой дорогой
барон?" Барон ответил: "Преподобный Свамиджи! Вы абсолютно правы. Вы
открыли мне глаза. Теперь я убеждён в вашей правоте. Прошу вас простить
меня."
XI.2.
Джнани – это величайший Бхакта
Бхагаван Шри Шанкарачарья дал определение Бхакти как преданности,
или сильной привязанности к Атману. Вы не можете полностью отделить Бхакти от
Джнаны. Когда Бхакти становится зрелой, она превращается в Джнану. Настоящий
Джнани является преданным Господа Хари, Господа Кришны, Господа Рамы, Господа
Шивы, Дурги, Сарасвати, Лакшми, Господа Иисуса и Будды. Невежественные люди
считают, что Джнани – это сухой человек, не обладающий преданностью. Это
досадная ошибка. Джнани обладает очень большим сердцем. Познакомьтесь с гимнами
Шри Шанкарачарьи и постарайтесь измерить глубину его преданности. Пробегитесь
по работам, написанным Шри Аппая Дикшитаром. Вы обнаружите неизмеримую глубину
его безграничной преданности.
Свами Рама Тиртха был Джнани. Разве он не был Бхактой Бога Кришны?
Если Ведантист исключает Бхакти, это значит, что он не по-настоящему охватил
или понял Веданту. Те же самые атрибуты Господа или Ниргуна Брахмана проявляют
себя в виде Бога в форме религиозного поклонения Его преданных.
Бог Кришна рассматривает Джнани как первоклассного Бхакту. Он
говорит в Гите: "Из этих двух мудрый, постоянно находящийся в гармонии,
поклоняющийся Единому, является лучшим. Я являюсь сверхдорогим для мудреца, и
он дорог Мне. Благородными являются все остальные, но Я рассматриваю мудреца
поистине как Себя Самого. Он, объединённый со Мной, фиксирован на Мне, высшем
пути."
Бхакти неотделима от Джнаны. Наоборот, Джнана усиливает Бхакти.
Тот, кто обладает знанием Веданты, хорошо укоренился в своей преданности. Он
устойчив и твёрд. Невежественные люди говорят, что если Бхакта изучает Веданту,
он теряет свою преданность. Это неверно. Изучение Веданты помогает увеличить и
развить преданность. Преданность человека – знатока Ведантической литературы
хорошо обоснована. Бхакти и Джнана подобны двум крыльям птицы, помогающим
человеку долететь до Брахмана, к вершине освобождения.
Шри Веда Вьяса написал 18 Пуран для пользы всему миру. Он написал
Махабхарату. Но где-то в глубине сердца он был не удовлетворён. Он испытывал
тревогу и беспокойство. Нарада встретил Вьясу и поинтересовался: "Что с
тобой, о Вьяса? У тебя такое угнетённое, подавленное настроение." Вьяса
излил ему свою сердечную боль. Тогда Нарада сказал: "Ты должен написать
книгу, которая имеет дело с Прем Кришны и Лилами Бога Кришны. Только тогда ты
обретёшь покой ума." Затем Вьяса написал Бхагавату, переполненную Бхакти
Расой и Киртаном Хари. Риши изучали Бхагавату и вели беседы о ней в уединении в
лесу в окрестностях жилища Шукадевы. Шукадева, совершенный Джнани, был очень
сильно привлечён учениями Риши. Он отправился к своему отцу и изучал Бхагавату
под его руководством. Только потом он обучил Бхагавате Раджу Парикшита.
Какой преданностью обладал Шукадева! Отсюда становится совершенно
ясно, что преданность и Джнана неотделимы друг от друга. Джнани является высшим
Бхактой. Ведантисты, которые говорят плохие слова о преданности, заблуждаются и
находятся под чарами Майи. Бхакти вовсе не является антагонистичной Джнане.
Между ними существует взаимозависимость.
Бог принимает человеческую форму для улучшения человеческого рода.
Нисхождение Бога совершается ради восхождения человека. В таком виде Он
известен как Аватара или воплощение Бога. В Гите вы найдёте: "Будучи
нерождённым вечным Духом, а также Богом всех существ, вынашивающим природу,
которая является Мной самим, и тем не менее Я рождаюсь благодаря Моей
собственной силе. Там, где имеет место падение справедливости, туда отправляюсь
Я Сам. Для защиты добра, для уничтожения творящих зло, ради твёрдого
установления справедливости, Я рождаюсь из века в век."
Существует 3 вида Аватар: Пурна-аватара, Амша-аватара и
Авеша-аватара. Бог Кришна был Пурна-аватарой, сияющим 16-ю лучами. Бог Рама был
Аватарой с 14-ю лучами. Шри Шанкарачарья был Амша-аватарой. Аватары обычно
происходят от Брахмы, Вишну и Шивы. Они не могут возникнуть непосредственно из
Самого Ишвары. Портной, который шьёт пальто для других, может также сшить
пальто для себя. Подобным образом, Бог, который создаёт тела других, может
создать тело для Себя. Он контролирует Майю, Он полностью сознаёт Свою
божественную природу, даже тогда, когда Сам принимает форму. Тем не менее Он
остаётся в бесконечном и необусловленном.
Бог Кришна сказал Арджуне, что то, чему он научил Вивасвана, Бога
Солнца, было древней и вечной Йогой. Вивасван научил ей Ману, Ману научил
Икшваку, и таким образом она была передана от одного королевского мудреца
другому. В конце концов она разрушилась в мире под влиянием течения времени, и
теперь она восстановлена для Арджуны, поскольку он был преданным и другом
Господа.
Невежественные люди возражают: "Как может нерождённый Бог
принять человеческую форму? Как может Правитель стать ограниченным в бренном
человеческом теле? Как может Бог, который управляет всем, будучи лишь
свидетелем, принять ограниченное тело?" Какие это глупые, пустые и
нелогичные рассуждения! Доктрина Аватары совершенно рациональна и логична. Бог
является Внутренним Я всех существ. Он не просто безучастный правитель мира. Он
не просто сверх-космическое существо. Он проникает и пронизывает всю вселенную
и все атомы в ней. Он является Богом дыхания, ума и органов. В Нём мы живём,
движемся и существуем.
Одна освобождённая душа подобна звезде, которая сверкает в ночи.
Она отражает лишь немного света. Как бы то ни было, она перебралась на другой
берег с помощью аскетизма и Садханы. Человек не может улучшить состояние
большого количества людей. Вода из маленького источника в поле может утолить
жажду лишь нескольких странников. Подобным же образом, эта реализовавшая Бога
душа может принести покой лишь небольшому количеству людей. Однако Аватара
является могущественной личностью. Он устраняет завесу невежества у тысяч
мужчин и женщин. Он берёт их в страну вечного покоя, блаженства и счастья.
Существует несколько предвестников, указывающих на приход Аватары.
Земля должна быть хорошо подготовлена для его нисхождения. Люди проявляют
интерес в Санкиртане. Религиозные люди то тут, то там широко распространяют
Бхакти. Несколько великих личностей рождается перед этим, чтобы подготовить
людей для бескорыстного служения и правильного поведения.
Бог воплощался как Нара и Нараяна. Целью инкарнации было обучение
наставлением и демонстрацией примера выполнения обязанностей без желания иметь
что-то в виде вознаграждения. Нара и Нараяна совершали суровую епитимью в
Бадарикашраме. Бог появился в образе лебедя, чтобы обучить Атма Йоге Брахму.
Даттатрея, Кумары и 4 сына Брахмы – все были частичными воплощениями Вишну. Бог
Вишну принимал форму 10-ти Аватар. Дакшинамурти был Аватарой Бога Шивы.
Философия Иисуса Христа, Йога из Назарета, является лучшей в своём
роде для европейского мира, так же, как философия Будды – для Китая, Тайланда,
Японии и Цейлона. Философия Мохаммеда подходит арабским странам. Все они
является сыновьями Господа, созданными в Его образе. Они принесли миру послание
мира и тайны жизни.
Немногие люди, подобные Бхишме, признали Бога Кришну как Аватару.
Поэтому Бог Кришна говорит: "Глупцы пренебрегают Мной, когда Я облачён в
человеческий образ, не ведающие о Моей высшей природе, великого Бога всех
существ." И ещё:
"Те, кто лишены разума, думают обо Мне, непроявленном, как об
имеющем проявление, не знают Мою высшую природу, вечную, самую
превосходную." (Гита).
Сегодня мы можем найти множество псевдо-Аватар. Они растут, как
грибы после дождя. Их ученики гордо провозглашают их Бхагаванами, светочами,
совершенными учителями, Тхакурами и адептами для того, чтобы собрать деньги и
построить Ашрамы для своей собственной удобной жизни. Они быстро падают. Не всё
золото, что блестит. Люди в наше время потеряли веру в этих шарлатанов. Одна
лишь истина может привести к победе. Как долго может существовать неправда?
Псевдо-аватары одеваются в одежды, подобные тем, которые носил Бог Кришна,
помещая на голову корону и перья павлина. Они появляются перед доверчивыми
учениками и говорят: "Я – Бог Кришна. Пейте мою Чаранамриту. Я дам вам
Мукти." Любой святой, который желает подняться, не должен позволять своим
ученикам восхвалять себя, иначе он перестанет быть уважаемым. Псевдо-Аватары,
которые живут среди абсолютной тьмы, но заявляют о себе, как о мудрецах и
учёных, вводят других людей в заблуждение всевозможными хитрыми способами. Они
– слепые; слепые, которые ведут слепых.
Существует прекрасная возможность нисхождения Бога в человеческой
форме как Аватары. Это происходило несколько раз в прошлом и будет происходить
в будущем. В божественном плане Аватары необходимы для подъёма человечества. В
этой Кали-Юге, железном веке, ожидается появление Аватары. Пусть этот Аватара
принесёт высшую радость и мир на Землю! Слава, слава Аватарам!
XI.4.
Взаимная зависимость Бхакти и Джнаны
Мы часто сталкиваемся с приводящим в замешательство вопросом:
"Противоречат друг другу Джнана и Бхакти или нет?" Мой ответ
подчёркнуто: "Нет." Существует взаимоотношение между ними, общая
взаимозависимость. Одно поддерживает другое. Оба ведут к одной и той же цели.
Бхакти и Джнана Йога не являются несовместимыми, как кислота и
щёлочь. Человек может сочетать искреннюю преданность с Джнана Йогой.
Результатом Бхакти Йоги является Джнана. Высшая любовь, Пара Бхакти, и знание
(Джнана) являются одним и тем же. Совершенное знание – это любовь. Совершенная
любовь – это знание.
Шри Шанкара, Адвайта Кевала Джнани, был великим Бхактой Бога Хари,
Хара и Деви. Шри Рамакришна Парамахамса поклонялся Кали и обрёл Джнану с
помощью Свами Тотапури, своего Адвайта Гуру. Джнандев из Аланди, ещё один
великий Джнани-Йог, был Бхактой Бога Кришны. Гауранга Маха Прабху, Господь
Чайтанья из Бенгалии, был утончённым Адвайта Ведантическим учёным. Тем не менее
он танцевал на улицах, воспевая имена Хари. Это доказывает, что оба пути могут
сочетаться. Результат будет превосходный.
Действия, эмоции и интеллект являются тремя лошадьми, которые
впряжены в эту телесную колесницу. Они должны совершать свою работу в
совершенной гармонии или в унисон. Только тогда колесница будет двигаться
плавно. Должно быть всеобъемлющее развитие. Вы должны обладать головой Шанкары,
сердцем Будды и руками Джанаки. Веданта без преданности суха. Джнана без Бхакти
несовершенна. Как может человек, который реализовал своё единство с Атманом,
жить без служения миру, который является всего лишь Атманом? Преданность
неотделима от Джнаны. Джнана необычайно полезна в своём совершенном достижении.
Акбар задал Бирбалу следующие четыре вопроса:
1. Где живёт Бог?
2. Каковы Его обязанности?
3. Что Он ест?
4. Почему Он принимает человеческую форму, хотя Он может делать всё лишь по
простой воле?
Бирбал ответил:
"1. Бог – вездесущ. Он появляется перед святыми преданными в
их сердцах. Вы можете видеть Его в своём сердце.
2. Он сбивает спесь с тех, кто находится на высоком уровне, и
возвышает тех, кто упал. Это Его обязанность – вызывать постоянные перемены.
3. Он поедает эгоизм индивидуальных душ."
Затем Бирбал попросил Акбара дать ему немного времени подумать,
чтобы предоставить подходящий ответ на последний вопрос. В это время Бирбал
отправился к няне, которая ухаживала за ребёнком Акбара, и сказал ей: "Ты
должна помочь мне сегодня в одном деле. Я должен дать подобающий ответ на один
из философских вопросов Акбара. Когда Акбар придёт и усядется на край бассейна,
чтобы поиграть с ребёнком, где-нибудь спрячь дитя и принеси игрушку.
Притворись, что ты поскользнулась, и брось её в бассейн. Тогда ты увидишь
интересные вещи. Ловко устрой всё это. Я знаю, что ты сможешь это
сделать." Он дал ей 10 рупий в качестве подарка. Она была в восторге и
сразу согласилась сделать то, что он просил.
Акбар вернулся после своей вечерней прогулки и уселся на скамейке
у края бассейна. Затем он попросил служанку принести ребёнка. Няня медленно
подошла к краю бассейна, притворилась, что поскользнулась, и уронила
куклу-ребёнка в бассейн. Акбар сразу же поспешил к бассейну, чтобы прыгнуть в
него и спасти ребёнка. Бирбал вмешался и сказал: "Вот твоё дитя. Не
спеши." Акбар был очень раздражён дерзким поведением Бирбала и приказал наказать
его и выгнать прочь. Бирбал сказал:
"Я дал тебе сейчас практический ответ на твой четвёртый
вопрос. Почему ты сердишься на меня? Несмотря на то, что здесь было множество
слуг, которые могли спасти ребёнка, из-за привязанности к нему ты сам захотел
прыгнуть в воду. Точно так же, хотя Бог может совершить всё по простому
повелению, тем не менее Он приходит Сам из любви к Своим преданным, чтобы дать
им Свою Даршану. Теперь ты понимаешь, в чём дело?"
Акбару это очень понравилось. Он дал Бирбалу богатые дары в виде бриллиантового
кольца и шали.
Таким образом, Бог нисходит как Аватара ради пользы всего
человечества.
XI.6.
Сравнение Бхакти и Джнаны
А. Джнана Йога подобна плаванию через реку. Бхакти Йога подобна
пересечению реки на лодке.
Б. Джнани обретает знание, опираясь на себя и на самоутверждение.
Бхакта обретает Даршан Господа с помощью самоотречения.
В. Джнани отстаивает и расширяется. Бхакта посвящает себя, и
помещает себя в Господа и сжимает себя. Представьте себе, что существует одна
рупия размером с маленький кружочек в теле. Эта рупия сжимается и сливается с
кругом, в котором она находится. Это – Бхакти. Представьте себе, что имеется
одна монетка, подобная двум аннам, в центре круга. Эта монетка расширяется
таким образом, что она занимает всю площадь круга. Это – Джнана.
Г. Бхакта хочет есть сладкий леденец. Джнани хочет стать сладким
леденцом.
Д. Бхакта подобен котёнку, который пищит о помощи. Джнани подобен
детёнышу обезьяны, который крепко цепляется к своей матери.
Е. Бхакта достигает освобождения в процессе прогрессии. Джнани
обретает немедленное освобождение.
Ж. Джнана Йог проявляет силы посредством воли и сильного решения.
Бхакта получает все божественные плоды посредством самоотречения, что является
результатом нисхождения Божественной Милости.
В Гите Бог Кришна ясно указывает, что Бхакти и Джнана не являются
несовместимыми, подобно маслу и воде. Он говорит:
"Шраддхаван Лабхате Джнанам"
"Человек, который полон веры, обретает мудрость."
"Тешам сатаюктанам бхаджатам притипурвакам дадами буддхийогам
там йена мамупаянти те."
"Для тех, всегда гармоничных, поклоняющихся любви, Я даю
различение, с помощью которого они могут прийти ко Мне."
"Бхактья маамадхиджанати яваньяшчосми таттватах, тато мам
таттвато джнатва висате тад-анатарам."
"С помощью преданности он узнаёт Мою сущность: кто и что Я
есть. Узнав, таким образом, Мою сущность, впоследствии он входит в
Высшее."
Отрицать вообще Джнану, как делают некоторые сектанты-Бхакты – это
верх глупости. Отрицать Бхакти и Ишвару, как делают некоторые сухие Ведантисты
– это полное безрассудство. Счастливая комбинация головы и сердца является
совершенством.
Бхакти Йога. (Главы 9-11)