Свами САТЬЯ ПРАКАШ Сарасвати
Перевод:
А.П.ОЧАПОВСКИЙ. Уфа, 2002
20.1. Самьяма - это технический термин, использованный в Йога Сутрах Патанджали, выражающий весьма специфическое значение, поэтому его перевод на любой другой язык составляет нелёгкую задачу. Мы назвали его сосогласование. Это собирательный термин для Дхараны, Дхьяны и Самадхи; все три согласованы в одном. Итак, он имеет собирательное значение концентрации, созерцания и состояния трансцендентального сверхсознания, которые мы уже описали. Подобно тому, как в Сутрах Патанджали Крийя Йога, Яма и Нияма имеют специфическое значение, точно так же слово Самьяма имеет особое значение. Третья Глава Сутр Йоги известна как Вибхути Пада, или глава о Мистических Силах, хотя слово вибхути нигде не встречается в тексте Сутр Йоги. Похоже, что большая часть этой главы является более поздней вставкой. Некоторые Сутры легко могут быть перенесены в Садхана Паду, а другие - в Кайвалья Паду. Сутры Йоги черпают своё вдохновение в Атхарва Веде (особенно в Кена и Прана Суктах, которые уже упоминались в более ранних главах) и основаны на Катха, Мундака, Шветашватара, Чандогья, Брихадараньяка и других Упанишадах, которые не подтверждают тему Вибхути или сверхъестественных сил. Однако, это моё личное впечатление, что некоторые Сутры Вибхути Пады или большая часть самой Вибхути Пады являются более поздними добавлениями. Утверждение в отношении текста и более поздних добавлений нуждается в более тщательной проверке и должно быть основано на авторитетных доказательствах. Шримад Бхагавад Гита даёт различные рекомендации к практическим приёмам, предписанным Сутрами Йоги, но здесь тоже очень много опущено рекомендаций относительно вибхути. Целью более поздних добавлений, по-видимому, является популярное изложение практики Йоги, особенно, когда в обществе были приняты стандарты Хатха Йоги.
Предмет Дхараны, Дхьяны и Самадхи, данный в 1-15 Сутрах Вибхути Пады, может быть легко перенесён в Садхана Паду (глава II).
20.2. После установления значения Дхараны, Дхьяны и Самадхи в Сутрах III.1-3, Патанджали говорит: "Траямекатра самьямах" (III.4), что означает "трое вместе составляют Самьяму или сосогласование". Слово "трое" олицетворяет Дхарану, Дхьяну и Самадхи (концентрацию, созерцание и состояние трансцендентального сверхсознания).
Практикуя такого рода Самьяму (упомянутое выше трио), человек осень легко приобретает Праджну или Божественный Интеллект, интеллект, заполненный вечной истиной, ритамбхара Праджной (Сутры Йоги I.48), о котором мы уже упоминали в связи с нирвичара сампраджната Самадхи в предыдущей главе. Патанджали опять повторяет то же:
"Тадж-джаят праджна-алоках" (III.5),
что в переводе означает "с помощью покорения того света Сраджны или божественного интеллекта". Эта Самьяма должна практиковаться по стадиям:
"Тасья бхумишу винийогах" (III.6)
(что означает "это должно использоваться по стадиям").
20.3. Восемью разделами Йоги, как было описано и обсуждено ранее, являются:
i) Яма; ii) Нияма; iii) Асана; iv) Пранаяма; v) Пратьяхара; vi) Дхарана; vii) Дхьяна; viii) Самадхи.
Из этих восьми первые пять известны как бахиранга или внешние; а последние три (Дхарана, Дхьяна и Самадхи) известны как антаранга или внутренние. Внутренним следует отдать предпочтение над внешними, хотя внешние нельзя игнорировать. Бахиранга или внешние составляют более раннюю стадию, а антаранга или внутренние составляют следующую, более высокую, высшую стадию. Самадхи, составляющая Самьяму, является сампраджната Самадхи.
И вновь, трио, составляющее Дхарану, Дхьяну и Самадхи, является просто внешним или бахиранга, когда мы рассматриваем последнюю, высшую, нирбиджа Самадхи или то, что известно как асампраджната Самадхи. Эта бахиранга или внешняя должна практиковаться перед тем, как человек перейдёт к высшей. В этой связи имеются две Сутры Йоги: (III.7,8), которые можно перевести как:
"Эти трое (то есть Дхарана, Дхьяна и Самадхи) более внутренние, чем предыдущие (Яма, Нияма, Асана, Пранаяма и Пратьяхара).
Но они (Дхарана, Дхьяна и сампраджната Самадхи) являются внешними в сравнении с нирбиджа или бесплодным Самадхи".
20.4. Пока йог практикует Самьяму (концентрацию, созерцание и медитацию), он постоянно должен бороться с препятствиями и враждебными силами. Дуэль происходит между отвлечениями с одной стороны и контролем - с другой. Ум отвлекается и старается убежать, и тогда он покидает впечатление (вьюттхана самскара) отвлечения. Вы должны применить к этому торможение или контроль; эти торможение и контроль также должны оставлять благотворное впечатление (ниродха-самскара). Торможение и контроль должны поддерживаться, и впечатления, оставленные ими, должны постоянно делаться всё более длительными; а с другой стороны, отвлечения должны обескураживать, и впечатления, оставленные отвлечениями, должны постепенно быть стёртыми и уничтоженными. Эта дуэль должна существовать в точке или в момент, когда йог практикует контроль и Самьяму. На языке Сутр Йоги это известно как "контролируя видоизменение" или ниродха-паринама. Сутру (III.9) можно перевести так:
"В каждое мгновение отвлечения и впечатления от отвлечений уменьшаются; контроль и впечатления от контроля увеличиваются, пока ум цепляется за состояние контроля''.
Вначале контроль только ничтожный, с практикой этот контроль постепенно усиливается: йог всё больше и больше овладевает умом, и в конечном счёте контроль по привычке станет прочным, и тогда мы можем сказать, что ум теперь течёт спокойно.
"Когда контроль преодолевает впечатления, ум течёт спокойно". (III.10).
Поток ума становится устойчивым без ряби, водоворотов и волнений. И, наконец, ум становится сосредоточенным на одном объекте, цели, Брахмане; тогда это будет Самадхи.
"Взяв все виды объектов, в конце концов концентрируются на одном, и таким образом уничтожаются впечатления от всех других объектов, но сохраняется и поддерживается только одно впечатление, ум вливается в модификацию Самадхи". (III.11).
20.5. Хотя Самьяма символизирует Дхарану, Дхьяну и ранние стадии Самадхи (концентрацию, созерцание и глубокую медитационную бессознательность), она несколько вне этого. Это Дхарана и Дхьяна, сопровождаемые самовнушением. Когда человека просят иметь Самьяму или концентрацию на кончике своего носа, это не означает, что он постарается увидеть свой нос и постарается постоянно пристально смотреть на него открытыми глазами. Помните, Самьяма должна практиковаться с закрытыми глазами. Это также не идолопоклонение. Человек должен медитировать на кончике носа с помощью процесса самовнушения; он должен думать и чувствовать, что его внимание сконцентрировано на носу. Он не видит цвет носа, его форму и ничего другого, связанного с устройством носа, его заостренность или красоту; он не думает о функциях носа. С помощью самовнушения человек удаляет себя от всего того, что присутствует во внешнем мире. Это постепенный процесс отвлечения. Кончик носа - самая выдающаяся кнаружи часть на лице; и человек, удалившись от всего в мире, приходит к этой части тела. Он переходит дальше и с помощью самовнушения он концентрируется на внешнем мире, отражённом внутри, на восьми чакрах или лотосовых колесах, на абстрактных представлениях и так далее, как описано в Вибхутипаде Сутр Йоги. Когда Сутра говорит о Самьяме на Сурье или Солнце, идея состоит в том, что Солнце находится внутри вас; вы не должны в действительности пристально смотреть на восходящее или заходящее Солнце (III.27). То же самое касается Луны или Полярной звезды (III.28, 29). В одной из Сутр (III.21) вам предлагается практиковать Самьяму на форме вашего теля (кая-рупа), вам будет лучше, если вы поглотитесь в красоту и форму кого-либо ещё, кто, как вы считаете дорог и близок вам (с помощью самовнушения, вы будете поглощены во внешность своего собственного тела, в свою собственную красоту настолько, что внешняя привлекательность исчезнет, и ум от беспокойства перейдёт к покою). Здесь даётся перечень объектов, предписанных для Самьямы. Вы должны выбрать только один или два для своего отвлечения:
1. Концентрация на модификациях, связанных с прошлым, настоящим и с будущим (шанта или умиротворение; удита, возникающее; и авьяпадешья, непредписанное или несообщённое). (I.16).
2. Концентрация на слове, затем отдельно на его значении и далее, в конце концов, отдельно на объекте, который обозначает это слово (на шабде, на артхе и на пратьяе). (III.17).
3. Концентрируйтесь на впечатлениях (самскара), вызванных прошлыми событиями. (III.16).
4. Концентрация на признаках чужого тела или чужого ума (III.19). Помните, от вас не требуется концентрироваться на удовольствиях: это не является сущностью объекта Самьямы (III.20).
5. Концентрируйтесь на форме своего тела. (III.21).
6. Концентрируйтесь на плодоносящей (непосредственной) карме или той, что будет в будущем плодоносящей кармой. Эти два вида кармы или действий известны как сопакрама карма и нирупакрама карма, соответственно. (III.22).
7. Концентрируйтесь на майтри, каруне и мудите (дружбе, милосердии или сострадании и радости). (I.33; III.23).
8. Концентрируйтесь на силе (баля). (III.24).
9. Концентрируйтесь на внутреннем лучезарном свете. (III.25;I.36).
10. Концентрируйтесь на Сурье (Солнце). (III.26).
11. Концентрируйтесь на Луне (Чандра). (III.27).
12. Концентрируйтесь на Полярной Звезде (Дхрува). (III.28).
13. Концентрируйтесь на набхи-чакре ("пупочном лотосовом колесе или Брахма-чакре"). (III.29).
14. Концентрируйтесь на кантха купе (горловой впадине); это Раса чакра. (III.30).
15. Концентрируйтесь на Курма нади. (III.31).
16. Концентрируйтесь на свете в мурдхе или голове (Апах чакра). (III.32).
17. Концентрируйтесь на пратибхе или потенциальном интеллекте. (III.33).
18. Концентрируйтесь на сердце или Хридая чакре (Амрита чакра). (III.34).
19. Концентрируйтесь на удане или покорите удану (одно из жизненных дыханий, с помощью которого душа покидает тело; дыхание, направленное кверху). (III.39).
20. Концентрируйтесь на самане или уравновешивающем дыхании, или покорите его. (III.40).
21. Концентрируйтесь на взаимоотношении между ухом (шротра) и акашей. (III.41).
22. Концентрируйтесь на взаимоотношении между телом и эфиром. (III.42).
23. Концентрируйтесь на несозданных (т.е. реальных) или акальпита водоворотах или настроениях ума снаружи тела. (III.43).
24. Концентрируйтесь на грубости, тонкости, природе, отношении и цели физико-химических элементов (бхут). (III.44).
25. Концентрируйтесь на органах чувств (инструментах чувственного восприятия), известных как грахана, их формах, эгоизме (асмита) и неотделимости гун или на цели, предназначении органов чувств (анвая и артхаватва). (III.47).
26. Концентрируйтесь на различии между саттвой и Пурушей (истинной природой и "Я"). (III.49).
27. Концентрируйтесь на моменте времени, ушедшем моменте и последующем моменте). (III.52).
Конечным результатом этой Самьямы является чистота во всех отношениях, и затем буддхи-саттва или интеллект установится в равновесии с "я" (Пурушей); достигнув этой стадии, человек достигает Кайвальи, единственной цели практики всей системы ЙОГА. Эта Кайвалья есть освобождение; это – уединение; это – эмансипация. Это освобождение, которое йог видит впереди, пока ещё живёт в этом теле. Это одно из высших стремлений; это одно из самых высших достижений.
20.6. Йог не стремится к мирским силам; это не его путь; он не владеет ими; он всегда питает к ним отвращение. Наука и технология дали человеку гораздо больше, чем он мог желать. Человек может добраться до Луны; сегодня человек движется в пространстве быстрее любого созданного Богом существа. Йог не состязается с технологией в сферах её применения. Йог не соперничает с Богом; он не продолжает совершать чудеса за пределами того, что можно достичь должным изучением природы, её сил и её тайн. Все опыты йога лежат в другой сфере. Он не создаёт материи и не превращает её в противоположность законам природы. Он не узурпирует силу или положение Бога. Он также не является спасителем. Он не благословляет и не проклинает кого-либо, он не становится между вами, вашей кармой и не является диктатором по отношению к карме.
Йог не соперничает даже с Природой и не презирает Природу. Все мы помещены в сосуществовании двух типов вселенных: одна Брахма-лока, а другая – Пракрити-лока (Вселенная Брахмана и Вселенная Пракрити или Природы). Обе они в равной степени истинны, обе реальны и обе существуют вместе. Мы – крошечные ничтожные "я" находим для себя два открытых пути: мы можем двигаться к Пракрити и её благодеяниям, и в качестве альтернативы мы можем двигаться к нашему Богу и Его благодеяниям. Йог выбирает движение к последнему; учёные выбирают движение к первому. Оба варианта имеют свои достижения в своих собственных областях. Между этими двумя путями не существует соперничества. Один ведёт вас к оковам Пракрити, а другой – освобождает вас от этих оков и ведёт вас в другую сферу, которая является Брахмалокой. Эти два мира различны, хотя оба реальны. Преимущества бытия в Брахмалоке отличаются во всех смыслах от таковых в Пракритилоке. Свет Брахмалоки – это не тот свет, который можно видеть глазами; это не свет огня или звёзд, или Луны, или Солнца. Ни цвет, ни запах, ни вкус, ни звук, ни прикосновение, ни объятия, ни улыбки, ничто подобного рода, ни мирские удовольствия, ни их растягивания. Всё совершенно в другом плане. Ни вес, ни отсутствие веса (невесомость), ни масса, ни объём, ни какая-либо мистическая сила не связана с ними. Поэтому йог не жаждет этих достижений и не достигает их. Йог – не соперник для сил Пракрити, он не интересуется поклонением ей.
Много раз нас спрашивали, действительно ли можно
- с помощью практики Самьямы или Йоги приобрести силу слона (III.25);
- можно узнать с помощью Йоги прошлые события, включая события прошлой жизни (III.18);
- с помощью Самьямы человек в состоянии читать ум другого (III.19);
- с помощью Йоги человек может стать телесно невидимым для других (III.21);
- с помощью Йоги возможно отправиться в человеческом теле в мир Луны или на Солнце, или на другие небесные тела (III.27,28);
- с помощью Йоги человек может обрести полное знание о движениях звёзд (III.29);
- с помощью Йоги человек может полностью избавиться от жажды и голода (III.31);
- с помощью Йоги можно стать сиддхой, которому видимо всё;
- с помощью Йоги йогу войти в тело кого-либо ещё, живого или мёртвого?
Так много нелепых и не относящихся к делу вопросов задают, что доверчивые люди получают плохое представление о системе ЙОГА. Я подчёркнуто отвечаю НЕТ; эти достижения не имеют ничего общего с Йогой.
Во-первых, подобные сиддхи или обретения против хорошо известных законов природы и невозможны;
во-вторых, йог не желает каких-либо из этих сиддх или достижений;
в-третьих, даже если бы такие достижения были бы возможны, они были бы приманкой, а йог осмотрителен относительно их,
в-четвёртых, эти приманки должны отбросить йога от того немногого, что он достиг, и, наконец,
нет достоверного доказательства того, что йог действительно достиг таких мистических сил, легкомысленно предписываемых ему. Я знаю требования, предъявляемые в этой области, и мошенничества, связанные с ними. Йог и его школа не являются заместителями науки и технологии.
20.7. Достижения йога лежат в умственном и сверхумственном измерениях. Йог остаётся в своём теле, его "я" не выходит из его тела. Его УМ также остаётся в теле (ум – это название сложной системы, которая остаётся в теле во всех состояниях: в состоянии бодрствования, в снах, в глубоком сне и когда человек находится под влиянием лекарств). Образно говоря, ум быстро перемещается на отдалённые расстояния или во временном масштабе прошлого, настоящего и будущего. Ум и сознание одного человека могут быть настроены на ум и сознание других людей через посредство Космического Разума (махат-таттва или махан атман, постоянно присутствующий, как салила или самудра-арнава в ведической терминологии), через эту надстройку учитель старается передать своим ученикам в аудитории свои уроки; оратор передаёт свои аргументы слушателям и, наконец, автор передаёт свои идеи читателям через код языка даже после своей смерти, спустя тысячелетия. Это осуществляется через настройку с космическим разумом; художник передаёт свои мысли посредством своего искусства (рисования или скульптуры) своим поклонникам. Это через космический разум, должным образом настроенный, математик способен получить ответ на свою проблему после длительного обдумывания (процесс мышления - это просто попытка соответственно настроиться); и с помощью этого процесса человек ощущает, что он словно вдохновлён. Йог в последних стадиях идёт даже несколько дальше, и затем он презирает даже эти достижения; он не интересуется решением математических проблем, физических или астрономических. Он стремится к божественному знанию и божественному блаженству в сфере Брахмалоки, а не Пракрити-локи.
Относительно сиддхи Пракрити-локи (материальных или мирских достижений) Патанджали справедливо заметил в одной из своих сутр (III.37), что "эти достижения, какими бы важными они ни были с мирской точки зрения, определённо, являются препятствиями на пути достижения Самадхи".
Далее он говорит (III.50):
"В конце концов, с помощью отрешения от этих сил, уничтожаются семена оков, и йог достигает освобождения".
Итак, совершенно ясно, что йог должен подняться над соблазнами обрести мирские таинственные силы. Йог готовит себя для другого типа жизни, чтобы вырасти в этой жизни или в последующей. Его духовные достижения должны автоматически обеспечить его превосходным телом, превосходным умственным устройством; он словно создаёт новые умы для своих новых тел. Когда бы мы ни родились, мы берём наши самскары из предыдущей жизни с помощью тонкого нематериального тела, известного как карана или сукшма шарира, и соответственно этим самскарам мы начинаем создавать нашу читту или умственное устройство. Йог в будущей жизни создаёт для себя более развитую читту или умственный комплекс. Патанджали объясняет процесс обмена так (IV.2):
"Переход в другие виды осуществляется наполнением природы (натуры)",
которое он объясняет в следующем афоризме (IV.3):
"Хорошие и плохие дела не прямо воздействуют на трансформации природы, но они действуют, как разрушители препятствий к эволюциям природы; подобно тому, как крестьянин разрушает препятствия, чтобы вызвать течение воды вниз наиболее естественным путем".
Всё, что мы должны сделать - это устранить барьеры и препятствия; покой будет достигнут автоматически. Вода, которая должна использоваться для орошения, уже находится в канале; вы должны просто открыть ворота и устранить препятствия. Опуститесь на достаточно низкий уровень, практикуя смирение (скромность) и устраните барьеры; вода должна хлынуть. Как только вы пересечёте границы маномая коши (умственной оболочки), вы будете втянуты притяжением виджнанамая и анандамая коши (трансцендентальная оболочка Знания и Блаженства). До маномая коши (начиная от аннамаи, проходя через пранамаю), вы находитесь под притяжением Пракрити или Материи; но за пределами маномая коши, вы вступаете в новую сферу, новое пространство. Вы знаете, что космический корабль должен вначале приложить все усилия, чтобы выйти за пределы земного притяжения. Но как только он выйдет за пределы земного притяжения, ему больше не потребуется прикладывать усилия; теперь он подвергается лунному притяжению, которое самым естественным образом притягивает его к поверхности Луны.
20.8. В одной из предшествующих глав мы описали спинной мозг, и в этом контексте мы обращались к восьми лотосовым колёсам или чакрам. Практика Самьямы на Чакрах или лотосовых колёсах, сопровождаемая самовнушением, оживляет функционирование эндокринных желёз, желёз, которые создают характерные особенности. Эти железы способствуют формированию личности человека. Здоровые железы создают нормальную, здоровую, долгоживущую личность. Вялые, сверхактивные и больные железы создают больное тело и глубоко спрятанные комплексы. Эти железы делают мужчину и женщину такими, какие они есть. К этим эндокринным железам относятся:
i) гипофиз, ii) щитовидная, iii) надпочечники, iv)тимус, v) эпифиз, vi) паращитовидные железы, vii) поджелудочная железа и viii) половые железы. Итак, всего восемь. Эти железы называются железами внутренней секреции, поскольку, в отличие от других желез, у них нет выводящих протоков, через которые их гормональные выделения достигали бы кровяного русла. Каждая из этих желез выделяет свои гормоны непосредственно в кровь без выводящих протоков, которые характерны для большинства других телесных желез.
i) Гипофиз. Он расположен у основания головного мозга в Апах-чакре (Мурдха чакре или Брахма-рандхра чакре), очень глубоко спрятанной природой в этом недоступном месте, чтобы защитить его от внешнего повреждения. Гипофиз является "диктатором" всей системы эндокринных желёз. Гипофиз секретирует не менее 12 различных гормонов. Например, один из них - гормон питуитрин, который используется акушерами для стимуляции сокращения матки во время родов. Другие гормоны этой железы сильно влияют на нормальное кровяное давление, здоровый половой тонус мужчин, умственную живость, молодую внешность, крепость костей, умственное напряжение в нервах, должное функционирование чувства зрения, слуха и обоняния. Те, кто благословен здоровым гипофизом, выглядят молодыми даже в 70, 80 и 90 лет. Недостаточное питание или болезнь гипофиза вызывают потерю чувства интереса и энтузиазма, и ведут к скуке и разочарованности. Йог, который может защитить свой гипофиз от вредных воздействий, становится гением. Передняя доля этой железы находится в близком контакте с теми секрециями головного мозга, которые отвечают за абстрактное мышление. Итак, гипофиз способствует интеллекту и творческим талантам.
Люди нервного беспокойного типа обычно обладают гипофизом, который производит недостаточно гормонов для питания головного мозга. Слишком незначительная гормональная секреция этой железы вызывает очень долгий сон.
ii) Щитовидная железа. Она расположена на шее непосредственно кпереди от дыхательного горла, в Раса чакре или рядом с Кантха чакрой. Она производит гормон, который является химическим регулятором, распределяемым кровью по всем частям тела. Полное прекращение секреции щитовидной железы в кровь вызывает слабоумие. Слишком большая его секреция вызывает возбуждение, нервозность, раздражительность и беспокойство. Гормон этой железы известен как тироксин, который содержит также немного соли. Что важно - это влияние щитовидной железы на всё наше тело (включая также все остальные железы), и один раз в час весь объём нашей крови должен пройти через эту железу, чтобы запастись ее гормональной секрецией. Адекватная щитовидная секреция необходима в кровяном русле, чтобы были выделены отбросы. Без достаточного количества тироксина в кровяном русле, человек не может приспособить себя к различным фазам и обстоятельствам жизни. У молодых девочек в юности развивается "темпераментный" тип, пока их щитовидная и половые железы не возвращаются к нормальному состоянию после окончания периода юности.
iii) Надпочечники. Их два, они находятся на верхнем полюсе почек, подобно "гребню петуха". Они расположены рядом с Бхувах чакрой (близ мочевой системы), их гормон известен как адреналин. Это одно из самых сильных химических средств в теле. Их главная функция - стимуляция каждого нерва, каждой мышцы в немедленном высшем усилии, совершенная координация во время критического положения. Сверхчеловеческая выносливость и сила, показываемая индивидуумами в особых случаях, осуществляются с помощью секреций надпочечников; с их помощью человек обретает способность совершить обычно невозможное в момент критического положения.
Существует поговорка: беспокойство больше убивает, чем помещение в погребальный костер. Беспокойство этого типа бывает у тех, у кого надпочечники плохо функционируют. Такие люди эмоционально слабые и медлительные, они словно медленно совершают самоубийство.
Здоровые надпочечники - самая эффективная помощь красоте в мире. Цвет и качество кожи являются безошибочным указателем функционирования надпочечников. Нормальная функция этих желёз ведёт к чистой, розовой, красивой коже; даже когда цвет лица смуглый, кожа светлая. Желтовато-тёмная кожа с глубокими морщинами указывает на недостаточную деятельность этих эндокринных желёз.
iv) Поджелудочная железа. Эта эндокринная железа расположена рядом с желудком в области Набхи чакры или Брахма чакры. Она выделяет пищеварительную секрецию в двенадцатиперстную кишку. Гормоном, внутренней секреции, выделяемым этой железой, является инсулин, без должного количества которого кровь не может усваивать сахар, согласно потребностям тела. Иными словами, кровь не может сжечь сахар, чтобы получить необходимую энергию. Таким образом, неправильное функционирование этой железы ведёт к диабету.
v) Вилочковая железа. Она расположена в верхней части грудной клетки, где-то рядом с Амрита чакрой или Хридая чакрой (сердце), или посредине между Кантха чакрой (горло) и Хридая чакрой (сердце), ближе к сердцу, чем к горлу. Она играет важную роль в росте ребёнка до половой зрелости. После юности она должна прекратить функционировать; если это не происходит, молодой взрослый человек часто становится безответственным с определёнными детскими чертами, такими как вспышки детской раздражительности и особое пренебрежение к истине. Метаболизм минеральных солей, особенно кальция и фосфора, является главной известной функцией вилочковой железы. Подобное детскому поведение некоторых йогов в солидном возрасте можно отнести к тому, что их вилочковая железа ещё работает, в том случае, если они возбуждают её с помощью своей Самьямы на чакре, расположенной ближе к вилочковой железе. (Вилочковая железа играет важную роль в поддержании иммунитета. Примечание переводчика.)
vi) Эпифиз. Эпифиз расположен рядом с верхушкой черепа, и размером он не более пшеничного зерна. Он является одной из самых таинственных эндокринных желёз. Иногда его считали местом пребывания души (Дескартес); его расположение долгое время было недоступным. Однако, было выяснено, что существует определённая связь между эпифизом, головным мозгом и половыми органами. Эта железа иногда уменьшается и заполняется отложениями определённых минеральных солей, известных как "песок головного мозга" - это заболевания из-за плохого питания. Эта железа воздействует на головной мозг, и весьма вероятно, что равновесие умственных сил зависит от эпифиза, который поддерживается в здоровом и активном состоянии с помощью должной диеты. Апах и Джьотиш чакра (от головного мозга к бровям), объединённые вместе, соответствуют гипофизу и эпифизу (мурдха-джьотиш у Патанджали, III.33).
vii) Паращитовидные железы. Существует четыре паращитовидные железы между миндалинами и вилочковой железой, расположенные на каждой стороне щитовидной железы. Сердце и горловая впадина (хридая и кантха-купа) Патанджали соответствуют как щитовидной, так и паращитовидной эндокринным железам, четыре паращитовидных железы секретируют чрезвычайно важный гормон, который регулирует количество кальция и фосфора в крови. Эти секреции определяют также перенос кальция из костей в кровь и ткани, а оттуда в мочу. Паращитовидные железы выводят кальций из костей, если он там не заперт, в кровь. Фактически, в мире не существует минеральных концентратов, которые бы делали нашему телу добро. Поэтому гормон паращитовидной железы также присутствует в крови, чтобы контролировать и распределять минералы. Для должного функционирования паращитовидных желёз необходимо ежедневное поступление кальция с пищей. Это можно очень хорошо обеспечить, употребляя молоко. Большинство из наших так называемых нервных болезней является результатом нарушений паращитовидных желёз. Недостаточное их функционирование вызывает болезнь Паркинсона (которая проявляется дрожанием и параличом ног). Гниение зубов также может быть вызвано неподобающим функционированием этих желёз.
viii) Гонады или половые железы. Женскими половыми железами или гонадами являются яичники. Апах чакра (лотосовое колесо в головном мозгу, соответствует гипофизу) и Свах чакра, расположенная рядом с половыми органами, все составляют гонады. В жизни женщины, возможно, ничто не имеет такого большого значения, как гонады, которые регулируют её физическую и эмоциональную жизнь. На гонады или половые железы, в свою очередь, воздействуют гормоны гипофиза и щитовидной железы. Если удалить гипофиз, тогда женщина никогда не станет зрелой. У женщин при заболеваниях яичников могут быть непосредственно обнаружены заболевания щитовидной железы. До менструального периода многие женщины страдают "гипофизарной головной болью", ужасной и сильной, но чудесный образом исчезающей с началом менструальных выделений. Эти гормоны диктуют, останется ли женщина стройной и молодой во время и после менопаузы, или она внезапно состарится и станет тучной и непривлекательной. Эти гормоны решают, будет ли она носить ребёнка и иметь счастливый дом. Яичники вырабатывают два гормона: эстроген и прогестерон. При отсутствии эстрогена недостаточно развивается грудь, а месячные скудные. Прогестерон готовит женщину к беременности.
Мужским гормоном является тестостерон, секретируемый мужскими гонадами, которые очень сильно влияют на умственное и физическое здоровье мужчины. С помощью регуляции тестостерона можно излечить так называемых "состарившихся" детей и задержать старение у взрослых. Возможно, это поможет нам продлить жизнь мужчин. Старение является болезнью, а раз так, то её, насколько это возможно, следует избегать. Регуляция половой жизни между 12 и 30 годами поможет решить проблему короткой жизни мужчины.
Тестостерон влияет на рост костей. Его использование помогает в лечении переломов у пожилых мужчин. Этот могущественный гормон может восстановить вялые мышцы, он может стимулировать ленивые клетки головного мозга; он может питать истощённую сердечную мышцу. Он может помочь даже женщинам, в лечении рака молочной железы. Этот гормон очень полезен при заболеваниях предстательной железы, особенно пожилых мужчин, которым иногда неблагоразумно оперироваться. Конечно, этот гормон (тестостерон) в действительности не уменьшает увеличенную предстательную железу, но он может помочь облегчить неприятность, вызванную скудным и болезненным мочеиспусканием. Не только у женщин существует специфический период менопаузы, мужчины также имеют "мужской климакс", естественную биологическую фазу изменения железы с постепенным уменьшением выработки гормона тестостерона (это уменьшение не так внезапно, как в случае с женскими гормонами). Хорошо известен ботанический источник тестостерона - это растение сарсапарилла, которое фактически даёт несколько гормонов: прогестерон (женский гормон), кортин (гормон, подобный гормону, секретируемому надпочечниками) и тестостерон.
Итак, нам очень хорошо известно, что восемь Чакр или лотосовых колёс в нашем организме очень близки восьми эндокринным железам. Йог выполняет свою Садхану или Самьяму не только для физического и умственного благополучия, но и для улучшения качества жизни. Фактически, всё, что мы думаем, делаем или едим, оказывает своё воздействие на суть нашего существования, нашу систему желёз внутренней секреции и на нечто, находящееся далеко за пределами этого.
Свами САТЬЯ ПРАКАШ Сарасвати
Перевод: А.П.ОЧАПОВСКИЙ. Уфа, 2002