оглавление
весь словарь главн.страница
Шри Свами ШИВАНАНДА.
Словарь ЙОГИ и ВЕДАНТЫ (А)
Перевод: Александр ОЧАПОВСКИЙ - Уфа, 2001
Оглавление словаря
А Ад
Ан Ап
Ат Ах Б Бха
В Ви Г
Д
Дж Ди И Й
К Ке Л
М
Ми Н Нир О
П Пр Пре
Р
С Сан Се Т
У Х Ч
Ш
Э Ю Я
По техническим причинам таблицы могут отображаться с большим
промежутком перед началом.
Caнскрит (в русской транслитерации) - Русский
|
|
Абуддхипурва |
· несмышлёность; бесчувствие. |
Абхава |
· отсутствие; несуществование; отрицание, в котором чьё-то Я
медитирует на Нуле, или лишении каждого качества, или ограничении всего. |
Абхаваматра |
· просто отрицательный характер. |
Абхавана |
· недумание. |
Абхавападартха |
· вещь, которая не может существовать в действительности,
например, рог из волос, сын бесплодной женщины. |
Абхаварупавритти |
· мышление о несуществующем предмете. |
Абханаварана |
· закрывающая светящегося Брахмана, одна из двух Аварана-шакти,
которая устраняется Апарокша-Джнаной. |
Абхаса |
· отражение. |
Абхасавада |
· доктрина, утверждающая, что всё творение есть отражение высшей
Реальности. |
Абхасам |
· эффект. |
Абхасаматра |
· только в имени. |
Абхати |
· сияние, освещение. |
Абхаядана |
· дар бесстрашия. |
Абхаям |
· бесстрашие. |
Абхеда |
· без различия. |
Абхеда-Ахамкара |
· Саттвическое эго, которое отождествляет себя с Брахманом или
Единством. |
Абхеда-Буддхи |
· Буддхи, который видит единство. |
Абхедабхава |
· чувство неразделимости. |
Абхеда-Бхакти |
· высшая преданность тому, что является наивысшим в
отождествлении поклоняющегося и поклоняемого; преданность без чувства
двойственности. |
Абхеда-Джнана |
· знание о тождестве Атмана и Параматмана. |
Абхеда-Чайтанья |
· постояная мысль о тождестве Дживы с Брахманом; неделимое
сознание. |
Абхивимана |
· идентификация с Я; эпитет безграничного Высшего Существа. |
Абхивьякта |
· проявленный. |
Абхигамана |
· приближение. |
Абхиджна |
· направление; восприятие или пополнение, осуществляемое
памятью. |
Абхиджна-Джнана |
· знание посредством непосредственного восприятия. |
Абхимана |
· эгоистическое чувство; эгоистическая идентификация. |
Абхимани |
· тот, у кого эгоистическое чувство. |
Абхиная |
· контроль, тренировка, дисциплина. |
Абхинивеша |
· привязанность к земле-жизни; стремление жить. |
Абхокта |
· не наслаждающийся; не искушённый. |
Абхьюдая |
· восторг высоким состоянием. |
Абхьянтара |
· внутренний. |
Абхьяса |
· духовная практика; одно из шести замечаний Ведантического
учения и исследования. |
Абхьясин |
· практик Йоги; тот, кто изучает Веды. |
Аваджна |
· пренебрежение; презрение. |
Авадхута |
· аскет, который отрёкся от мира; шестое предписание
Санньясинов, обычно обнажённых; высшая стадия аскетизма или Тапаса. |
Авайкалья |
· совершенство; не отвлечение. |
Авангманогочара |
· вне досягаемости речи и ума; Брахман или Я. |
Авантара-Вакья |
· в Веданте вторичное или промежуточное заявление или
предложение, предназначенное для определения Брахмана перед посвящением
ученика в значение высшей Махавакья Абсолютной Тождественности. |
Аварана |
· покров невежества. |
Аварана-Абхава |
· отсутствие скрывающего покрова. |
Аварана-Бханга |
· уничтожение покрова невежества. |
Аварана-Шакти |
· скрывающая сила Майи; Авидья у индивидуума. |
Авароха |
· спуск. |
Авасана |
· конец; завершение; ограничение. |
Авасту |
· нематериальный; не вещество; ничто; без характеристики вещи
как сущности, окружённой пространством и связанной со временем;
невещественный. |
Авастха |
· состояние. |
Авастхантаргатапрапти |
· состояние эффекта, который разрешён или вовлечён в причину. |
Авастхастхити |
· постоянное пребывание; неизменность. |
Авастхатрайя |
· три стадии бодрствования, дремоты и сна. |
Аватара |
· спуск; опускание Божественного на человеческий план;
воплощение. |
Аватара-Вада |
· доктрина, утверждающая, что Бог принимает форму человека. |
Авахана |
· вызывание Мантрами божества для проявления во время
поклонения. |
Аваччхеда |
· определение границ; раздел. |
Аваччхеда-Вада |
· доктрина ограничения; доктрина, согласно которой душа является
высшим Я, ограниченным приложениями. |
Аваччхеда-Упадхи |
· ограничивающее состояние; ограничивающее приложение. |
Аваччхинна-Чайтанья |
· сознание, ограниченное приложениями. |
Аваява |
· член; конечность. |
Авибхага |
· неразделённость; отсутствие различия. |
Авиджната |
· неизвестный, Брахман. |
Авидхи |
· обряды, совершаемые не в соответствии с предписаниями Шастр;
не соответствующий формуле Шастр. |
Авидьопадхи |
· это природа Дживы: Париччхинна является разделённым,
ограниченным; Джива является ограниченным с ограничивающим приложением
невежества. |
Авидья |
· невежество; необразованность; Шакти или иллюзорная Сила в Брахмане,
которую иногда принимают вместе с Майей, а иногда отличной от неё. Она
образует состояние индивидуальной души и иначе называется Аджнана или
Ашуддха-Майя. Она образует Карана-Шариру Дживы. Это Малини или нечистая
Саттва. |
Авидьянаша |
· уничтожение невежества; освобождение от оков воплощения. |
Авидья-Нивритти |
· устранение невежества; Мокша. |
Авидья-Самскара |
· отпечаток основного невежества. |
Авикари |
· неизменный; Брахман. |
Авимукта |
· неосвобождённая душа. |
Авинаши |
· нерушимый; Брахман. |
Авирати |
· не бесстрастие; чувственное потворство своим желаниям. |
Авиродха |
· без противоречий; не противоположность другим мнениям
правильного знания и другим системам философии к одинаковым принципам; дело рассуждения;
вторая глава "Брахма Сутры", называемая Авиродха-Адхьяя. |
Авичи |
· отсутствие колебаний; также название области в аду. |
Авиччхинна |
· непрерывный; неделимый; нераздельный. |
Авишваса |
· недоверие. |
Авритта-Чакшу |
· тот, кто смотрит внутрь. |
Авьябхичарини-Бхакти |
· преданность только одной вещи; ответная любовь к любому
отдельному аспекту Бога. |
Авьявахара |
· свобода от мирской деятельности или интереса. |
Авьявахарья |
· необычный; вне мирских интересов. |
Авьявахита |
· рядом; непосредственно; прямой; без какого-либо вмешательства
объекта. |
Авьякрита |
· недифференцированный; неопределённый. |
Авьякта |
· непроявленный; невидимый. |
Авьякта-Дришти |
· мнение с точки зрения Безграничного; Вечного; Целого. |
Авьякта-Нада |
· непроявленный звук. |
Авьяпадешья |
· неописуемый. |
Авьяпти |
· невключение или исключение части определённой вещи. Когда вы говорите,
что корова рыжевато-коричневого цвета, объект корова является субъектом для
недостатка Авьяпти, поскольку рыжевато-коричневый цвет является атрибутом
одного класса коров, а не всего вида. |
Авьяя |
· неистощимый; не уменьшающийся; неизменный. |
Агадха |
· неизмеримый. |
Агама |
· Веда; рукопись практического поклонения. |
Агама-Прамана |
· Веда как доказательство. |
Агами (Карма) |
· Карма, совершённая сейчас, чтобы наслаждаться потом. |
Агандха |
· отсутствие запаха. |
Агати |
· стабильность. |
Агни |
· Бог или принцип огня. |
Агни-Видья |
· процесс медитации, берущий огонь в качестве символа Брахмана. |
Агни-Манавака |
· это иллюстрирует Гауна-Вритти или вторичность чувства; это просто
означает, что парень есть сам огонь. Вместо того, чтобы нам брать Гуну или
качество огня и значение слова парень, сияющий, как огонь. |
Агни-Таттва |
· принцип огня. |
Агнихотра |
· вечногорящий огонь, предписываемый для поддержания семьянинами;
жертвование огня. |
Агништут |
· тот, кто поёт хвалу Агни (в Ведическом жертвоприношении). |
Аграхья |
· то, что не может быть охвачено; Брахман. |
Агуна |
· без Гуны или качества. |
Агхамаршана |
· Ведические стихи, произношение которых во время купания
очищает человека; то, что очищает. |
|
|
Адарша |
· идеальный. |
Адарша-Пуруша |
· человек, которого можно считать идеальным; образцовая
личность. |
Адбхута |
· прекрасный. |
Адвайта |
· недвойственность; монизм. |
Адвайта-авастха- |
· Нирвикальпа Самадхи Ведантистов, где нет Брахмакара Вритти
(Вриттирахита). |
Адвайта-Вада |
· теория о том, что Существует только Брахман; монизм; Веданта. |
Адвайта-Веданта |
· недвойственная философия (Шанкары). |
Адвайта-Ништха |
· установленный в состоянии недвойственности. |
Адвайта-Сиддхи |
· реализация недвойственного Брахмана или Единого. |
Адвития |
· один без второго. |
Адвитията |
· состояние существования без вторичного. |
Аджа |
· нерождённый. |
Аджапа-Джапа |
· Джапа "Сохам". |
Аджара |
· без старости. |
Аджативада |
· доктрина неэволюции; акосмизм, особенно излагался Гаудападой. |
Аджахаллакшана |
· не отброшенный, а усиленный, т.е. "красная бежит",
где мы должны добавить "лошадь" и т.д., поскольку качество
"красная" не может бежать. |
Аджита |
· непобедимый; один из эпитетов Бога Вишну. |
Аджнана |
· ненаучность; невежество. |
Аджнанаврита-Ананда |
· блаженство, завёрнутое в невежество; блаженство, испытываемое
в глубоком сне. |
Аджна-Чакра |
· шестой лотос Йогов, располагающийся напротив места между
бровями; это место ума; имеет два лепестка. |
Ади-Таттва |
· первый принцип; Брахман; Муля-Пракрити. |
Адитья |
· Солнце-Бог; Солнце; класс божественных существ. |
Адришта |
· судьба; невидимый принцип. |
Адриштам |
· невидимый. |
Адришья |
· то, что не может быть воспринято физическим глазом (Брахман). |
Адхама |
· низкий; нижний; деградированный. |
Адхара |
· поддержка; основание; Брахман; а также система, состоящая из 5
принципов, включающих физическую, жизненную, умственную, интеллектуальную и
блаженственную оболочки; вместилище; то, что поддерживает. |
Адхарма |
· всё, что противоположно правильному и установленному законом;
недостаток; неправильность; нечистота. |
Адхварью |
· священник, который читает наизусть Яджурведу на жертвоприношении. |
Адхи |
· болезнь ума. |
Адхибхаутика-Тапа |
· боль, вызванная Бхутами, такими, как укус скорпиона, укус змеи
и т.д.; естественное внешнее страдание. |
Адхибхута |
· относящийся к элементам; изначальная форма материи. |
Адхибхута-Видья |
· учение о физическом или материальном мире. |
Адхидайва |
· относящийся к богам или небесам. |
Адхидайва-Видья |
· учение о небесах. |
Адхидайвика |
· относящийся к небесам или божественным существам. |
Адхидайвика-Тапа |
· боль, вызванная богами или небесами, типа гром, ливень,
наводнение и т.д. |
Адхика |
· дополнительный. |
Адхикарана |
· раздел; часть; субстрат; вместилище. |
Адхикари |
· квалифицированный человек (для практики Йоги). |
Адхикаривада |
· доктрина, придерживающаяся взгляда о необходимости предписания
определённого курса дисциплины для каждого духовного ученика, согласно его
способности. |
Адхиматра |
· напряжённый; экстремальный. |
Адхиматра-Вайрагья |
· степень или стадия Вайрагьи, когда мирское наслаждение
становится даже источником боли. |
Адхипатипратьяя |
· определяющий фактор. |
Адхиштхана |
· фон; поддержка; основание; субстрат; вместилище (Брахман);
лежащая в основе истина или сущность. |
Адхиштхатр-Дэвата |
· главенствующее божество. |
Адхияджна |
· (относящийся к) жертвоприношение. |
Адхокшаджа |
· существо, которое не может быть воспринято внешними чувствами;
имя Бхагавана Нараяна. |
Адхьявасая |
· определяющая функция Буддхи или интеллекта. |
Адхьякша |
· агент; надзиратель. |
Адхьяропа |
· иллюзорный атрибут; перенесение; ложный признак; один предмет,
ошибочный для другого; качества одного, неправильно использованные для другого;
атрибуты Атмы, неправильно использованные для тела. |
Адхьяропита |
· вымышленно приписанный. |
Адхьяса |
· Ведантическое слово для иллюзии или видения одной вещи в
качестве другой; перенесение; перенесение или отражение атрибутов одной вещи
на другую. |
Адхьяста |
· ложно познанная вещь. |
Адхьяста-Аститва |
· отражённое существование; перенесённое существование. |
Адхьятма-Вит |
· знаток внутреннего Я. |
Адхьятма-Шастра |
· духовная наука. |
Адхьятмика |
· относящийся к Атме. |
Адхьятмика-Видья |
· наука о Я. |
Адхьятмика-Тапа |
· боль, вызванная изнутри, типа головная боль и т.д.;
естественное внутреннее страдание. |
Адья |
· изначальный, оригинальный. |
Адья-Шакти |
· изначальная Сила; (Авйактам) или Муля-Пракрити. |
Адэша |
· Божественное управление внутри существа. |
Айтихья |
· слух; одно из восьми доказательств знания. |
Айшварья |
· материальное или духовное богатство. |
Аканкша |
· желание (всего вокруг). |
Акара |
· первая буква или самый важный звук, который представлен первой
буквой алфавита. |
Акарма |
· бездействие. |
Акарта |
· неисполнитель. |
Акаршана-Шакти |
· сила притяжения. |
Акарья |
· то, что не следует делать. |
Акашавани |
· эфирный голос; небесный голос. |
Акаша-Мандаля |
· область эфира. |
Акаша-Ниля |
· голубизна неба. |
Акаша-Таттва |
· эфирная первопричина. |
Акритабхигама |
· случай плодотворных действий, которые не имели места. |
Акришна |
· не чёрный; белый или чистый. |
Акродха |
· отсутствие гнева. |
Акунчана |
· сжатие. |
Акханда |
· неразрушимый; неделимый; постоянный. |
Акханда-Брахмачарья |
· нерушимое безбрачие. |
Акхандайкараса |
· одна неделимая сущность. |
Акхандайкарасавритти |
· Саттвическая гомогенная Брахмакара Вритти, которая вызывается
медитацией на Брахмане. |
Акхандакара |
· природа неделимости. |
Акханда-Мауна |
· нерушимое безмолвие. |
Акхандананда |
· неразрушимое Блаженство. |
Акханда-Самадхи |
· нерушимое сверхсознательное состояние. |
Акхьяна |
· рассказ; разновидность мифологических рассказов. |
Акшара |
· неумирающий; буква или символ; бессмертный Брахман; то, что
никогда не тратится бесполезно. |
Акшара-Видья |
· бессмертное Знание; процесс медитации на Брахмане. |
Акшарат Паратах Парах |
· больше, чем Великий Бессмертный. |
Акшаратма |
· бессмертное Я |
Акшара-Шуддхи |
· ясное произношение букв (Мантр). |
Акшая |
· вечно продолжающийся; нескончаемый. |
Акшобха |
· безэмоциональность; не беспокоящийся; отсутствие волнения. |
Алинга |
· без отметки; безличный. |
Алочана |
· глубокое мышление; внимание; размышление; отражение. |
Альпа |
· маленький. |
Алякшана |
· без каких-либо отличительных отметок. |
Алямбана |
· поддержка. |
Алямбана-Пратьяя |
· основная идея или основной смысл. |
Алята-Чакра |
· огненный круг; иллюзия, вызванная круговым движением палки,
подожжённой с одного конца. |
Аляя Виджнана |
· внутреннее познание; высшее состояние, согласно Йогачарам;
синоним Бхута-Татхата. |
Аляя-Виджнана-Правана |
· тренировка самопознания. |
Амайя |
· свободный от Майи; свободный от нечистоты Майи. |
Амаляка |
· алыча (Эмбелика Миробалан). |
Амана |
· отсутствие ума; безмыслие. |
Аманава |
· не человек; суперчеловек. |
Аманаската |
· состояние безмыслия. |
Аманахстха |
· тот, кто достиг безмыслия. |
Амара |
· бессмертный. |
Амара-Пуруша |
· бессмертный человек типа Нарады, Санаткумара и т.д.; тот, у
кого нет смерти. |
Амарша |
· смесь эмоции гнева с эмоцией ревности. |
Аматра |
· не имеющий меры. |
Амбара |
· небо; эфир; одежда. |
Амрита |
· нектар; амброзия; Мокша или Окончательное Освобождение. |
Амритавиграха |
· воплощение Бессмертия или неумирающая форма. |
Амритам |
· бессмертие. |
Амрита-Нади |
· особый психический нерв, ответвляющийся от сердца. |
Амритаттва |
· состояние бессмертия. |
Амукхья-Карана |
· второстепеная причина; меньшая причина; непринципиальная
причина. |
Амурта |
· без формы. |
Амша |
· часть, порция. |
|
|
Анабхидья |
· не жаждать чужой пищи; не обдумывать бесполезные мысли; не
размышление над неприятностями, полученными от другого. |
Анавадхана |
· невнимание. |
Анавасада |
· бодрость; неудручённый. |
Анавастха |
· заблуждение, возникающее из-за отсутствия законченности или
заключения. |
Анавастха-Доша |
· регрессус ад инфинитум (регресс без конца). |
Анавастхитва |
· нестабильность. |
Анаваччхинна-Чайтанья |
· неразделённое сознание; Брахман. |
Анагата |
· принадлежащий к будущему. |
Анади |
· безначальность. |
Анади-Ананта |
· без начала и конца; вечное и безграничное; Атма или Брахман. |
Анади-Кала |
· вечность; безначальное время. |
Анади-Праваха-Сата |
· безначальный поток существования; вечное пребывание. |
Анади-Самскара |
· безначальное впечатление. |
Анади-Санта |
· безначальность и кончаемое; Майя, которая заканчивается после
достижения Брахма-Джнаны. |
Анамайя |
· без болезни. |
Ананда |
· блаженство, счастье, радость. |
Ананда-Абхава |
· отсутствие духовного блаженства. |
Ананда-Валли |
· часть Тайттирия Упанишад. |
Ананда-Гхана |
· масса блаженства. |
Ананда-Майя |
· полный блаженства. |
Анандамайя-Коша |
· блаженная оболочка или Карана-Шарира; семя-тело, которое
содержит Мула-Аджнана или потенциальные способности. |
Ананда-Пада |
· блаженное место. |
Ананда-Сагара |
· океан блаженства. |
Ананда-Сварупа |
· природа существенности или сущность блаженства. |
Ананта |
· безграничность; бесконечность; имя Шеши или главного бога
змеиного мира. |
Ананта-Аматра |
· безграничный и неизмеримый. |
Ананта-Ананда |
· безграничное блаженство. |
Ананта-Джьоти |
· безграничный Свет. |
Ананта-Дришти |
· неограниченное видение. |
Анантатват |
· из-за существования Безграничного или бесконечного. |
Ананья-Бхакти |
· исключительная преданность какому-либо аспекту Бога. |
Ананьята |
· мышление об одном. |
Анарабдха-Карья |
· работа, которая ещё не начала производить свои эффекты. |
Анартха |
· злой; неправильный. |
Анатма |
· не обладающий Я; неодушевлённый. |
Анахам |
· "не Я", не эго. |
Анахата |
· четвёртый Йогический лотос, расположенный напротив сердца. |
Анахата-Дхвани |
· мистический звук, слышимый Йогами. |
Анашакти |
· непривязанность; бесстрастие, Вайрагья. |
Анашрама |
· непринадлежность к какому-либо одному из четырёх порядков
жизни. |
Анвая |
· прямое, положительное сосуществование; естественная связь слов
в предложении; грамматический порядок или отношение; логическая связь причины
и следствия; логическая непрерывность; в Ньяя заявление постоянного и
неизменного сопутствия средних терминов; Хету и большой термин Садхья
индийского силлогизма. |
Анвая Вьятирека |
· позитивное и негативное утверждения; доказательство
утверждением и отрицанием. |
Анга |
· подчинённый член; ветвь; шаг. |
Ангираса |
· Брихаспати или Божественный наставник; руководитель или бог
мудрости. |
Ангуштха-Матра |
· размером с большой палец руки. |
Андаджа |
· несущий яйца; яйценосный. |
Анека |
· не один; много. |
Анима |
· утончённость; сила, делающая тело тонким; снижение физической
массы и плотности по желанию; одна из 8 Сиддхи. |
Анирвачания |
· неописуемый; невыразимый. |
Анирвачания-Сата |
· непостижимое существование (Майя). |
Анирдешья |
· неописуемый; неопределённый. |
Аниша |
· не бог; не господин, а субъект природы; бессилие. |
Аништа |
· нежеланный; плохой. |
Аннам |
· вещество; пища. |
Аннамайя-Коша |
· пищевой панцирь; грубое физическое тело. |
Анрита |
· ложь; неправда. |
Анта |
· конец. |
Антар |
· внутренний; средний; промежуточный. |
Антаранга |
· внутренний орган; ум. |
Антаратма |
· живущее внутри Я; внутренняя душа. |
Антарвештини |
· это важная Нади, являющаяся очень нежной. В этой Нади находится
чистая и блестящая Шакти, называемая Кундалини. |
Антаргата |
· спрятанный; присущий. |
Антарджьоти |
· внутренний Свет. |
Антардришти |
· внутреннее видение. |
Антардхаути |
· внутреннее очищение. |
Антарьякшья |
· внутреннее видение. |
Антарика |
· внутренний; чистосердечный. |
Антарика-Према |
· чистосердечная внутренняя (божественная) любовь. |
Антармукха |
· интроспективный; взгляд, направленный внутрь. |
Антармукха-Вритти |
· состояние, в котором ум направлен внутрь и оторван от объектов. |
Антармукхата |
· состояние сознания, направленного внутрь. |
Антарокша |
· небесный свод; небо. |
Антарьямана |
· управляющий внутри. |
Антарьямин |
· внутренний правитель; Высшая Сущность, находящаяся в каждом творении
и управляющая всеми творениями. |
Антахкарана |
· внутренний инструмент; четырёхскладчатый ум; ум, интеллект,
эго и подсознательный ум. |
Антахкарана-Вьяпара |
· мысле-конструкция; работа ума. |
Антахкарана- |
· отражение смышлёности в уме. |
Антахкарана-Чатуштайя |
· ум в своих четырёх аспектах: Манас, Буддхи, Ахамкара и Читта;
четырёхскладчатый внутренний орган. |
Антахкарана-Шастра |
· психология; наука внутреннего органа. |
Антах-Праджна |
· внутреннее субъективное сознание. |
Антевашин |
· прямой ученик; ученик. |
Ану |
· атом; крошечный размер. |
Анубандха-Чатуштайя |
· четыре совершенно необходимых реквизита работы: 1) Вишая – субъект,
с которым имеют дело, являющийся Брахманом; 2) Прайоджана – польза, которая
может быть получена с помощью изучения, что является Мокшей; 3) Самбандха –
связь между работой как целым и субъектом, с которым имеют дело, что является
описанием; 4) Адхикари – квалифицированный ученик, который наделён описанной
Садхана-Чатуштайей. |
Анубхава |
· прямое восприятие; опыт, интуитивное сознание
(самореализация); идентификация Дживы с Брахманом; личный духовный опыт. |
Анубхава Адвайта |
· действительное живое переживание Единого. |
Анубхава-Гамья |
· приобретённый с помощью прямого восприятия (с помощью
Самадхи). |
Анувада |
· дополнительное заявление или описание о чём-либо хорошо
известном или уже упомянутом. |
Анувритти |
· поворачивая вокруг и вокруг. |
Анувьявасая |
· восприятие чувства или суждения. |
Анувьякхьяна |
· описание; язык; комментарий. |
Ануграха |
· милость. |
Анудбуддха |
· непробуждённый. |
Ануйогин |
· когда кувшин кажется существующим, это представляется отличным
от остального мира; различие, имеющееся между кувшином и его Ануйогин и
остальным миром для его Пратийогинов (противоположности). |
Анукампа |
· симпатия; сострадание. |
Анумана |
· вывод; одно из доказательств знания. |
Ануманта |
· дающий санкции для движений природы. |
Анупадака |
· неполучаемый; корень элемента материи, следующий над Акашей,
названный так, поскольку нет органа или получателя, развитого для этого
человечеством. |
Анупалябдхи |
· одно из 8-ми доказательств знания существования
несуществования или негативного. |
Анупаринама |
· атомарный; размером с атом. |
Анурага |
· сильная Према или любовь (к Богу). |
Анусандхана |
· расследование или исследование; в Веданте расследование или
исследование природы Брахмана. |
Анусмарана |
· воспоминание; постоянная память о Брахмане или Боге. |
Анутапа |
· последующее раскаяние; сожаление. |
Анутва |
· мгновенность; кратковременность; тонкость. |
Анушая |
· равновесие или остаток Кармы, которая побуждает душу вновь
родиться в этом мире после временной свободы, испытываемой в высших сферах. |
Ануштхана |
· систематическое выполнение религиозной практики,
предпринимаемое обычно на определённый период, скажем, 40, 90 дней, один год
и т.д. |
Аньонья |
· общий. |
Аньонья-Абхава |
· общее несуществование (т.е. кувшин не существует в материи, а
материя – в кувшине). |
Аньонья-Адхьяса |
· общее перенесение. |
Аньоньяшрая |
· общая взаимозависимость. |
Аньят |
· другой. |
Аньята |
· отделение; состояние иного бытия. |
Аньятхакхьяти |
· процесс ошибочного ложного изображения объекта с точки зрения другого
похожего объекта с помощью возрождения впечатления первого прошлого опыта
первого объекта. |
|
|
Апавада |
· отрицание; отклонение; устранение; отказ как неправильное
обвинение; словно верёвка принимается за змею, точно так же вы принимаете
саму оригинальную вещь в оригинальной вещи перенесённой, как мир (пять
элементов и других). Это Апавада. |
Апавада-Юкти |
· применение логического метода Апавада. |
Апаварга |
· последняя из Пурушартх, а именно Мокша, или Окончательное
Освобождение; другие три – Дхарма, Артха и Кама; освобождение от оков
воплощения. |
Апавитра |
· нечистый. |
Апамана |
· неуважение; немилость. |
Апана |
· нервный поток, управляющий областью живота, который имеет свой
центр в анусе; он выполняет выделительную функцию по отношению к калу; он
работает для выделения; идущее вниз дыхание. |
Апанчикрита |
· не разделённая на пять (форма элементов); тонкое состояние
(материи) перед смешением в форму этих пяти грубых элементов. |
Апара |
· другой; родственный, нижерасположенный. |
Апара Паршва |
· другая сторона или другое откровение. |
Апара Пракрити |
· низшая космическая энергия, с помощью которой Бог проецирует
все формы в природе, грубые и тонкие. |
Апара-Брахман |
· низший Брахман; Сагуна Брахман или Ишвара (личный Бог). |
Апара-Вайрагья |
· низший вид Вайрагьи или бесстрастие низшего качества. |
Апара-Видья |
· знание Вед, или низкое знание; умственное знание. |
Апараджита |
· непоследовательный. |
Апарадха |
· ошибка; заблуждение. |
Апара-Пакша |
· другая сторона или крыло. |
Апариграха |
· свобода от зависимости; неполучение даров, ведущих к роскоши;
один из пунктов Ямы, подготовительной дисциплины Йоги. |
Апаримита-Дришти |
· взгляд, переходящий ограничение пространства, времени и
причины. |
Апаринами |
· неизменность. |
Апариччхинна |
· безграничный; никогда не кончающийся. |
Апарокша |
· прямой; непосредственный. |
Апарокшанубхава-Сварупа |
· сущность прямого интуитивного восприятия; природа или форма
непосредственного понимания. |
Апарокшанубхути |
· прямой действительный опыт. |
Апарокшатва |
· ощущение непосредственности или прямоты. |
Апас |
· вода. |
Апасарпана |
· движение прочь. |
Апас-Таттва |
· водная первопричина. |
Апатарамания |
· прелестный на первый взгляд; прекрасно выглядящий для неумеющих
различать; поверхностная привлекательность и красота. |
Апаткаля |
· ненормальное время несчастья. |
Апахатапапматва |
· состояние освобождения от всех грехов; высший Дух. |
Апекшикья |
· родственный. |
Апраджната |
· неизвестный. |
Апраката |
· неопубликованный; скрытый; спрятанный. |
Апрама |
· неправильное или ложное знание. |
Апраматта |
· внимательный; бдительный; не рассеянный или не опьянённый. |
Апрамея |
· неизмеримый. |
Апрана |
· без Праны; Брахман. |
Апратаркья |
· непостижимый; немыслимый. |
Апта |
· компетентный человек; мудрец или адепт; доброжелатель. |
Апта-Вакья |
· очевидная мудрость; свидетельство истинности; Веды или Шрути. |
Апта-Дхарма |
· обязанности, возложенные доверенными великими людьми или мудрецами. |
Апта-Кама |
· тот, кто желает быть реализованным; Дживанмукта; реализованный
мудрец. |
Апунья |
· недостойный награды; грешный. |
Апурва |
· невидимый; незнакомый; необычный; скрытая энергия или сила Кармы,
которая приносит свои плоды в будущем. |
Апурвата |
· частная природа доказательства. |
Апурна |
· несовершенный; неполный; незавершённый. |
Арадхана |
· особо уважительное поклонение Богу; обожание. |
Арамбха |
· умственное проявление действия; Санкальпа. |
Арамбхавада |
· доктрина сотворения мира Ишварой; теория начала и
первоисточника; сотворение мира действием внешнего к спрашивающему; доктрина
абсолютно нового творения; теория Ньяя-Вайшешика. |
Арамбхакопадана |
· материальная причина, которая порождает эффект, как
существенное различие сущности, т.е. атомы школы Вайшешика. |
Арани |
· священное дерево Шами для создания огня с помощью трения. |
Арати |
· божественная служба Богу обычно рано утром или после сумерек
при лампах с ладаном, музыкой и особенно с колокольчиками. |
Арджава |
· простота, откровенность, честное поведение, прямота. |
Ардхангини |
· партнёр в жизни (жена); особенно это касается Парвати, жены
Шивы. |
Ароха |
· подъём. |
Артха |
· значение; чувство; цель; объект; объект восприятия; объект
желания; богатство. |
Артхавада |
· прославляющее утверждение; убедительное выражение; тексты,
содержащие осуждение или похвалу в преувеличенном виде; преувеличенное
прославление с определённой целью, побуждающее человека совершать действие
определённого рода. |
Артхапатти |
· предположение; одно из доказательств знания. |
Артхартха |
· страстное желание богатства. |
Артхартхи |
· человек, страстно желающий богатства. |
Арундхати-ньяя |
· звезду Арундхати редко можно видеть невооружённым взглядом;
указывая на это, следовательно, какая-либо очень большая звезда рядом с ней
принимается вначале за Арундхати, затем это отвергается и меньшую звезду
принимают за Арундхати и т.д., пока не обнаружится настоящая Арундхати. Этот
метод, ведущий от грубого к более тонкому, называется
"Арундхати-ньяя". Этому методу специально следуют в индийской философии,
где вначале люди побуждаются к вере в низшие формы поклонения с помощью
Агамас и Тантр; затем призываются к методу Бхакти или дуалистической религии
Пуран; затем снова к суровым Смрити и, наконец, к недуалистической (Адвайта)
Веданте Упанишад и Аджативады. (Сравните это с Бхрамаракита-ньяя, которая
заключается в непосредственной медитации на Абсолюте за один раз без
каких-либо подготовительных стадий религиозности, как в приведённой выше). |
Арупа |
· бесформенный. |
Арупа-мано-наша |
· уничтожение ума без формы, как в Видехамукти. |
Арурукшу |
· тот, кто пытается подняться по ступеням Йоги. |
Арчана |
· почитание с помощью цветов и священных листьев и т.д. во время
Пуджи или поклонения; повторение названий объектов поклонения. |
Арчиради Марга |
· путь богов или северный путь, предпринятый Дживой после
смерти, с помощью которого Йог отправляется в восхождение Уттараяны в мир
Брахмана после оставления тела на этой земле. |
Арьяварта |
· путь в Северной Индии, занятый индо-ариями на ранней стадии их
экспансии. |
Арьядхарма |
· религия индо-ариев; Ведическая религия. |
Асадхарана |
· необычно; особенно. |
Асадхарана-Карана |
· необычное дело. |
Асадхарана-Нимитта |
· специальное или главное дело. |
Асамавайи |
· непрочно связанный; причина, создающая часть эффекта;
несуществование вещества. |
Асамавая-Карана |
· терминология Ньяя; несопутствующая причина; колесо и палка
гончара, которые помогают создать горшок. |
Асамбхава |
· невозможность. |
Асамбхавана |
· духовное сомнение; это одна из трёх Пратибандх, которая
находится на пути Атмической реализации. Это разновидность сомнения;
невероятность, невозможность, невозможность мысли "Я знаю очень хорошо,
что Упанишады являются однородными в провозглашении единства Абсолюта. Но как
может это быть в лице мощных отличий Ишвары, Дживы и вселенной?" Это
разновидность сомнения, возникающего в умах учеников. Это устраняется Манасом
или отражением. Это одна из трёх Бхаван; напрасная мысль; это разновидность
сомнения типа: как Брахман, являющийся Акартой и Абхоктой, может стать Картой
или Бхоктой, как видно в случае с Дживами для практических целей в
повседневной жизни. |
Асамведана |
· невосприимчивость ума; нерушимое состояние неподвижного Джнани;
Нирвикальпа Самадхи; состояние безмыслия. |
Асампраджната-Самадхи |
· высшее сверхсознательное состояние, где ум и ощущение эго
полностью уничтожены. |
Асамхита |
· неустойчивый. |
Асамшакти |
· пятая Джнана-Бхумика или пятая стадия на пути знания, где
имеет место непривязанность к объектам мира, развитая в высшей степени. |
Асамьягдаршана |
· сознание объективности вселенной; несовершенное видение. |
Асамьягдаршин |
· человек, который не поднялся до совершенного знания; тот, кто не
обладает правильным знанием и обладает сознанием мира. |
Асана |
· поза; положение. |
Асанга |
· непривязанность. |
Асанга-Бхавана |
· чувство или отношение непривязанности ума. |
Асангоям Пурушах |
· этот Пуруша непривязан (имеет отношение к Брахману, который
непривязанный). |
Асара |
· без сущности; сухой; бесплодный. |
Асат |
· то, чего нет; несуществующий; не существующий как
противоположный существующему или Сат или существованию, или реальности;
нереальный. |
Асат-Аварана |
· сила Аварана-Шакти, которая скрывает существование Брахмана и
которая заставляет нас думать, что Брахмана нет; скрывающий существование
вещи (Брахмана); один из аспектов Аварана-Шакти. Это устраняется Апарокша
Джнаной. |
Асиддха |
· несовершенный; нереализованный. |
Асмат |
· имеющий отношение к нам или ко мне. |
Асми |
· (Я) есть; (Я) существую. |
Асмита |
· эгоизм, ("Я")-"Самость". |
Асмитанаша |
· уничтожение эгоизма или самости. |
Асмита-Самадхи |
· сверхсознательное состояние, находящееся сразу же под
Асампраджнатой с единственным ощущением "Я есть" или "Я
существую", "Ахам Асми". |
Асмрити |
· забывчивость; состояние несознательности. |
Аспарша |
· неощутимость; имя Брахмана. |
Астея |
· неворовство; один из пяти пунктов Ямы в Аштанга-Йоге. |
Асти |
· существует; есть; Брахман. |
Асти-бхати-прива |
· Сат-чид-ананда; вечные качества, присущие Брахману. |
Астра |
· метательный; оружие, вызванное Мантрой. |
Астхира |
· колебание и неустойчивость. |
Астхула |
· без грубого; тонкий; Брахман. |
Асу |
· любая погоня для поддержания жизни; дыхание или жизнь;
Прана-Ваю или пять Пран. |
Асура |
· демон; злая тенденция в человеке. |
Асури-Сампат |
· дьявольские качества; демоническое богатство. |
Асуя |
· ревнивый; завистливый. |
Атад-Вьявритти |
· процесс познания истины через предмет, противоположный ей,
т.е. Атма отличен от трёх тел. |
Атадвьявритти-Самадхи |
· Самадхи, не вызывающее заботу или не требующее помощь других;
Самадхи, достигнутое с помощью отрицания Анатмы. |
|
|
Атану |
· бестелесный; Брахман. |
Атаркья |
· то, что нельзя продумать до конца; Брахман. |
Ативарнашрами |
· тот, кто продолел порядок и стадию жизни. Парамахамса или
Авадхута. |
Ативахика-Дэва |
· небесные существа, руководящие душой после смерти в различных мирах
(светлый, день, Дева-Лока, Ваюлока, Чандралока, Видьюлока, Варуналока,
Индралока, Праджапатилока и т.д.). |
Ативахикатва |
· стадия, позволяющая переселяться в другие тела; божество,
назначенное Богом для помощи в переселении Сукшма (тонкого) тела в другие
тела после завершения хороших действий, которые способствуют наслаждению
материальными удовольствиями. |
Ативьяпти |
· излишество; это один из трёх тестов понимания объекта; это возникает,
когда характеристики указывают на то, что также найдено или является общим с
другими объектами; например, коровы – четвероногие. Не только коровы, но и
другие животные содержат четыре конечности. Отсюда избыток. |
Ативьяпти-Доша |
· ошибка в Ньяе, где определение является недопустимо
распространённым вне законного обозначения, например, корова – рогатое
животное. Отсюда определение "рогатое животное" может быть
распространено также на всех других животных с рогами. |
Атиграха |
· объект чувства. |
Атилагхава |
· необыкновенная лёгкость. |
Атиндрия |
· вне досягаемости чувств. |
Атиндрия-Сукха |
· счастье вне досягаемости чувств; Блаженство Брахмана или
Абсолютное Я. |
Ати-Прашна |
· слишком много вопросов; вопрос, ведущий слишком далеко;
трансцендентальный вопрос. |
Атисукшма |
· необычайно тонкий. |
Атита |
· прошлое; выше; вне; превосходящий пределы. |
Атитхи |
· гость. |
Атитхи-Яджна |
· приём и угощение гостей; одна из Панча-Маха-Яджн или
каждодневные обязанности, предписанные семьянину. |
Атишая |
· крайность; превосходство; высшее совершенство. |
Атма |
· "Я". |
Атмабаля |
· духовная сила. |
Атмабодха |
· знание Я; так называлась работа Шри Шанкары. |
Атмабхава |
· ощущение, что всё – Атма. |
Атма-Вибхути |
· духовное богатство, вытекающее из реализации Я. |
Атмавит |
· знаток Я или Брахмана. |
Атма-Вичара |
· исследование Я или Атмана. |
Атма-Гхата |
· уничтожение Я; самоубийство физическое или иное; поглощённость
мирскими интересами; незнание природы Я. |
Атмаджна |
· тот, кто знает Я; провидец, знающий Я. |
Атма-Джнана |
· непосредственное знание Я; Брахма-Джнана. |
Атма-Дришти |
· видение всего как Я. |
Атма-Крида |
· тот, кто радуется в собственном Я. |
Атма-Лябха |
· достижение реализации Я. |
Атма-Лякшья |
· иметь Я или Атму как Цель; Атман как объект медитации
Ведантистов. |
Атманатмавивека |
· различения между Я и не-Я. |
Атма-Ниведана |
· посвящение всего себя Божественному; самоотдача. |
Атма-Ништха |
· установленный в Я. |
Атма-Пракаша |
· сияние наружу или свет Я. |
Атма-Пратьякша |
· прямое восприятие Атмана. |
Атма-Рати |
· радость в Атме; заинтересованный или присутствующий в Я. |
Атма-Самарпана |
· самопосвящение; отдание себя к ногам Бога. |
Атма-Сантушти |
· удовлетворение в своём собственном Я. |
Атма-Трипта |
· тот, кто удовлетворённый покоится в Я. |
Атма-Трипти |
· удовлетворение в собственном Я. |
Атмаха |
· убийца Я. |
Атма-Чинтана |
· отражение на Я или Атмане. |
Атмашрайи |
· зависимость существования от Атмы, как в случае с Ишварой. |
Атура-Санньяса |
· Санньяса, имеющая место в момент смерти. |
Атьянта |
· слишком много; чрезвычайно. |
Атьянта-Абхава |
· полное несуществование; совершенная нереальность, как рог из
волос или лотос на небе, или сын бесплодной женщины. |
Атьянта-Асат |
· совершенное несуществование (подобно Атьянта-Абхава). |
Атьянтика |
· предельный; окончательный. |
Атьянтика-Пралайя |
· Садьомукти; Кайвалья-Мокша Индивидуального, где имеет место
полная аннигиляция всех субъективных феноменов. |
Аудасинья |
· безразличие ко всем чувственным опытам и парам противоположностей;
высшая стадия Джнаны. |
Аушадхи |
· трава; лекарство. |
Ахаванийя |
· один из трёх священных огней, которому домохозяин приносит
жертвы. |
|
|
Ахайтука |
· немотивированность; бесцельность. |
Ахам |
· "Я"; эго. |
Ахам Атма |
· Я есть Атман. |
Ахам Брахма Асми |
· Я есть Брахман. |
Ахам Духкхи |
· я – несчастный. |
Ахам Сукхи |
· Я счастлив. |
Ахам Этат На |
· это не Я. |
Ахам-Вритти |
· самовозносящая мысль. |
Ахамграха-Упасана |
· вид медитации, в котором ученик отождествляет себя с
Брахманом, Высшим Существом; это Ведантическая форма поклонения. |
Ахамева Сарвах |
· Я один есть всё. |
Ахамика |
· эгоизм, гордость. |
Ахамкара |
· принцип эго; эгоизм. |
Ахамкара Аваччхинна |
· смышлёность, ассоциированная с эгоизмом, которая есть
мигрирующая душа, Дживатма. |
Ахамкара-Карта |
· Я – исполнитель. |
Ахамкара-Раджасика |
· динамичный эгоизм со страстью и гордостью. |
Ахамкара-Саттвика |
· чистый эгоизм, ассоциируемый с добротой и добродетелью. |
Ахамкара-Тамасика |
· эгоизм, выраженный в невежестве и инерции. |
Ахам-Пратьяя |
· чувство "Я"; самосознание. |
Ахамта |
· Я. |
Ахара |
· пища; объект чувств; то, что воспринимается чувствами. |
Ахимса |
· непричинение вреда; неубийство; непричинение вреда в мыслях,
словах и делах. |
Ахути |
· жертвоприношение (бросание жертвоприношения в огонь). |
Ачаля |
· неподвижный. |
Ачамана |
· глотающий воду из ладони; предварительный простой обряд,
связанный с ритуальным поклонением. |
Ачара |
· правильное поведение; обычай, практика; внешнее соблюдение
установленных правил и законов. |
Ачарана |
· соблюдение правильного поведения. |
Ачета |
· несообразительный. |
Ачетана |
· несознательный. |
Ачинтья |
· непостижимый. |
Ачинтья-Шакти |
· загадочная сила. |
Ачит |
· бессознательный; неодушевлённая материя. |
Ачит-Васту |
· нелепая вещь. |
Ачит-Шакти |
· Тамас или большая темнота; корень-материя. |
Ачьюта |
· перемена. |
Аша |
· надежда; ожидание. |
Ашабдам |
· без звука; беззвучность; (относится к Брахману). |
Ашакта |
· непривязанный; безропотный; бескорыстный. |
Ашаная |
· голод; разносчик пищи. |
Ашанти |
· беспокойство; отсутствие мира ума; отвлечение. |
Ашарирака |
· бестелесность. |
Ашаябиджа |
· потенциальное семя; семя, содержащее будущее разнообразие
роста. |
Ашвамедха-Яджна |
· жертвоприношение лошади; детально разработанная Ведическая
церемония, предпринимаемая королями для получения сына или верховной власти. |
Ашваная |
· возница. |
Ашваттха-Врикша |
· священное дерево буддистов. |
Ашрама |
· убежище, порядок жизни. |
Ашрамадхарма |
· обязанности, относящиеся к четырём образам жизни. |
Ашрамакарани |
· обязанности четвёртой стадии жизни. |
Ашрупата |
· поток слёз. |
Аштавадхани |
· тот, кто одновременно делает восемь вещей. |
Аштакшара-Мантра |
· Мантра из восьми слогов: "Ом Намо Нараяная". |
Аштанга-Йога |
· Йога восьми разделов; Раджа-Йога Патанджали Махариши. |
Ашубха |
· злой; неблагоприятный. |
Ашубха-Васана |
· нечистое желание или побуждение. |
Ашуддха |
· не очищенный; не чистый. |
Ашуддха-Майя |
· Майя с преобладанием Раджаса; это Авидья Упадхи Дживы; это
трактуется как Малина-Майя или Малина-Саттва; нечистая Майя; это Авидья или
Малина-Саттва или нечистая Саттва, смешанная с Раджасом и Тамасом. |
Ашуддха-Манас |
· нечистый ум; низкий ум со впечатлениями зла. |
Ашуддха-Санкальпа |
· нечистое намерение. |
Ашуддхи |
· нечистота. |
Ашудраванашакти |
· сила, тающая очень быстро. |
Ашукля |
· не белый; чёрный. |
Ашучи |
· нечистый; не очищенный. |
Аюкта |
· у кого нет концентрации; тот, кто не Йог. |
Аюта |
· отделённый; не связанный; отдельный; не прерванный; нерушимый. |
Аюта-Сиддха |
· попробовавший быть нераздельным и присущим. |
Аюта-Сиддхи |
· доказательство неразделимости определённых вещей и представлений,
согласно философии Вайшешика. |
Аяма |
· несдержанный; потворство своим желаниям. |
Аяматма Брахма |
· Это Я является Абсолютом или Брахманом. Одна из четырёх
Махавакья Упанишад. |
Аяна |
· движение; солнечное прохождение к северу и югу от экватора. |
Оглавление словаря
А Ад
Ан Ап
Ат Ах Б Бха
В Ви Г
Д
Дж Ди И Й
К Ке Л
М
Ми Н Нир О
П Пр Пре
Р
С Сан Се Т
У Х Ч
Ш
Э Ю Я
Словарь ЙОГИ и ВЕДАНТЫ (А) вверх