ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА оГЛАВЛЕНИЕ ВСЯ КНИГА главная страница
КУНДАЛИНИ ЙОГА
Перевод с английского, примечания, редакция:
Александр ОЧАПОВСКИЙ, Уфа, 2002
Кундалини и Тантрическая Садхана
Введение.
Сущность Кундалини Йоги
Слово «Кундалини» знакомо
всем ученикам Йоги. Под ним подразумевается сила в форме свернувшейся змеи,
находящаяся в Мулядхара Чакре – первой из семи Чакр. Остальными шестью Чакрами
являются Свадхистхана, Манипура, Анахата, Вишуддха, Аджна и Сахасрара.
Все Садханы в форме Джапы, медитации, Киртана и молитвы,
а также все виды развития добродетелей и соблюдения аскетических практик, таких
как правдивость, не причинение вреда и сдержанность считаются лучшими для
пробуждения этой змеиной силы и способствуют её прохождению через все
последующие Чакры: от Свадхистханы до Сахасрары. Последняя называется
тысячелепестковым лотосом, местом пребывания Садашивы или Парабрахмана, или
Абсолюта, отделённого от Кундалини или Шакти, расположенной в Мулядхаре. Для
соединения с Садашивой Кундалини проходит через все Чакры, как было изложено
выше, и дарует освобождение ученику, усердно практикующему Йогу или технику
соединения Кундалини с её Богом.
У мирян, склонных поиску чувственных удовольствий и
сексуальных наслаждений сила Кундалини находится в спящем состоянии из-за
отсутствия каких-либо стимулов в форме духовных практик. Лишь энергия,
генерируемая духовными практиками, может пробудить змеиную силу. Никакая другая
энергия, полученная от обладания мирскими богатствами не способна этого
сделать. Ученик достигнет цели, если будет серьёзно заниматься всеми
дисциплинами, предписанными Шастрами, и руководствуется указаниями Гуру или
духовного учителя, который уже пробудил свою Кундалини, провёл её до обители
Садашивы. Перед умственным взором ученика возникнут сверхчувственные образы,
великолепные новые миры с неописуемыми чудесами. Когда Кундалини проходит Чакру
за Чакрой, йог обретает божественное знание, силы, блаженство, расцветающие во
всём своём великолепии и раскрывает божественные тайны и явления, скрытые от
мирян, которые даже отказываются признавать их существование.
Когда Кундалини преодолевает одну
Чакру или йогический центр, йог также совершает шаг вверх по Йогической
лестнице, открывая для себя следующую, новую страницу божественной книги. Чем
выше Кундалини продвигается вверх, тем ближе становится йог к своей цели или
духовному совершенству по отношению к ней. Когда Кундалини достигает шестого
центра или Аджна Чакры, йог получает видение Личного Бога или Сагуна Брахмана.
А когда змеиная сила достигает последнего, самого верхнего центра, Сахасрара
Чакры или Тысячелепесткового лотоса, индивидуальность йога растворяется в
океане Сат-Чит-Ананды или в Абсолютном Существовании-Знании-Блаженстве и
становится единым с Богом или Высшим Духом. Он больше не является обычным
человеком и даже простым йогом. Он становится полностью просвещённым мудрецом,
достигшим вечное и безграничное божественное царство, героем, выигрывавшим битву с иллюзией, Муктой или
освобождённым, который пересёк океан невежества или переселенческое
существование, и сверхчеловеком, обладающим авторитетом и способностью спасать
другие борющиеся души этого относительного мира. Священные писания поют гимны в
его честь, необыкновенно прославляя этот путь и его достижение. Небесные
существа, включая троицу: Брахму, Вишну и Шиву, завидуют ему.
Кундалини Йога
фактически принадлежит к тантрической Садхане, которая дает детальное описание
этой змеиной силы и Чакр, как упомянуто выше. Божественная Мать - активный
аспект Абсолютного Существования–Знания–Блаженства пребывает в теле мужчин и
женщин в форме Кундалини и вся тантрическая Садхана предназначена для Её
пробуждения и соединения с Господом Садашивой в Сахасраре, как подробно было
описано в начале. Для этого в тантрической Садхане используются такие методы,
как Джапа имени Матери, молитва и различные ритуалы.
Хатха Йога также
создаёт свою философию вокруг Кундалини и методы, используемые в ней,
отличаются от тантрической Садханы. Хатха Йога стремится пробудить Кундалини с
помощью дисциплины физического тела, очищения Нади и контроля Праны. С помощью
определённых физических поз, называемых Асанами Йоги, тонизируется вся нервная
система и берётся йогом под сознательный контроль. Бандхи и Мудры помогают
контролировать Прану, регулировать её движения и даже запирать, запечатывать
её, не позволяя ей двигаться. С помощью Крий очищаются внутренние органы
физического тела, а с помощью Пранаямы сам ум помещается под контроль йога.
Кундалини побуждается к подъёму к Сахасраре с помощью комбинации этих методов.
В Раджа Йоге ничего
не говорится о Кундалини, но предлагается ещё более утончённый и высокий
философский и рациональный путь, требующий от ученика контроля ума, отвлечения
чувств и погружения в медитацию. В отличие от механической и мистической Хатха
Йоги, Раджа Йога обучает семиступенчатой методике, обращаясь к сердцу и
интеллекту учеников. Она проповедует моральное и этическое развитие с помощью
Ямы и Ниямы, помогает интеллектуальному и культурному развитию с помощью
Свадхяи или изучения Священного писания, удовлетворения эмоционального и
религиозного аспекта человеческой
природы, предписывая самоподчинение воле Творца. Здесь есть элемент мистики,
включая также Пранаяму, как одну из восьми ступеней. В конце концов, она
подготавливает ученика к непрерывной медитации на Абсолюте Безусловном, проходя
предпоследнюю ступень - концентрацию. Ни в философии, ни в предписанных методах
Раджа Йоги нет упоминаний относительно Кундалини, но человеческий ум и Читта становятся
её мишенью для уничтожения, поскольку лишь благодаря ему индивидуальная душа
забывает свою истинную природу и приводит к рождению, страданиям феноменального
существования и смерти.
Что касается Веданты, в ней
нет вопросов относительно Кундалини или каких-либо мистических и механических
методов. Она представляет собой обсуждение вопросов и философские размышления.
Согласно Веданте, следует уничтожить лишь одну вещь – невежество относительно
собственной истинной природы, и это невежество не может быть уничтожено ни
изучением, ни Пранаямой, ни работой, ни каким-то физическими скручиваниями и
мучениями, а лишь с помощью познания своей истинной природы, являющейся
Сат-Чит-Анандой или Существованием-Знанием-Блаженством. Человек божественен,
свободен и всегда един с Высшим Духом, который он забыл и отождествляет себя с
материей, которая является иллюзорным проявлением, покрывающим дух.
Освобождение является свободой от невежества, и ученику советуют постоянно
отделять себя от всех ограничений, и идентифицировать себя со всепроникающим,
недвойственным, блаженным, умиротворённым, однородным духом или Брахманом.
Когда медитация становится глубокой, погружаясь в океан Существования,
индивидуальность полностью растворяется или утрачивается. Также, как капля
воды, которая упавшая на раскалённую сковороду немедленно испаряется и исчезает
из восприятия, подобным же образом индивидуальное сознание исчезает в
Универсальном Сознании, будучи поглощённым в нём.
Согласно Веданте, истинное
освобождение не может иметь место в состоянии множественности. Поэтому
состояние полного Единства является единственной целью во всём творении, к
которому нужно стремиться и медленно переходить.
Введение
Сущность Кундалини Йоги
Слово Йога происходит от корня Йюдж, который
означает "соединяться". В духовном смысле – это процесс, при помощи
которого человеческий дух входит в тесную и сознательную связь или сливается с
Божественным Духом, освобождаясь от (Двайта, Вишиштадвайта) двойственности или
становясь единым (Адвайта) с Божественным Духом. Веданта подтверждает последнее
заявление, что Йога – это процесс тождества двух (Дживатмана и Параматмана).
Это тождество, всегда фактически существующее, реализуется йогом или
практикующим Йогу. Это реализуется прорывом Духа через покров Майи, которая
затмевает это знание о материи и уме. Средство, которым это достигается, – это
процесс Йоги, освобождающий от Майи. Как говорит Гхеранда Самхита:
"Нет оков крепче Майи, и нет силы больше Йоги,
которая может разбить эти оковы".
С точки зрения Адвайты или Монизма, в смысле
окончательного союза, Йога неприменима для союза, подразумевающего дуализм
Божественного и человеческого духа. В этом случае она означает скорее процесс,
чем результат. Когда оба считаются различными, Йога может применяться к обоим.
Человек, практикующий Йогу, называется йогом. Не все компетентны в попытке
применять Йогу; это доступно лишь немногим. Человек должен в этой или других
жизнях пройти через Карму или самоотверженную службу и ритуальные обязанности,
не стремясь к действиям и их плодам; должен выполнять Упасану и преданное
поклонение без вознаграждения за это, то есть с чистым сознанием (Читташуддхи).
Это означает не простое освобождение ума от половой нечистоплотности.
Приобретение этого и других качеств является азами Садханы. В этом смысле
человек может иметь чистый ум, но, тем не менее, быть совершенно неспособным к
Йоге. Читташуддхи заключается не просто в моральной чистоте во всех её формах,
но и в знании, отделении, в способности чистого интеллектуального
функционирования, внимании, медитации и т.д. Когда с помощью Карма Йоги и
Упасаны ум приходит к этой точке, и когда в смысле Джнана Йоги имеется
бесстрастие и отделение от мира и его желаний, тогда для реализации открывается
окончательная Истина на пути Йоги. Лишь немногие люди подходят для высшей формы
Йоги. Остальные должны искать продвижения по пути Карма Йоги и преданности.
Согласно одной школе мысли, существует 4 основные
формы Йоги: Мантра Йога, Хатха Йога, Лайя Йога и Раджа Йога. Кундалини Йога в
действительности является Лайя Йогой. Имеется другая классификация: Джнана
Йога, Раджа Йога, Лайя Йога, Хатха Йога и Мантра Йога. Она основана на идее
наличия пяти аспектов духовной жизни: Дхарма, Крия, Бхава, Джнана и Йога.
Мантра Йога бывает двух видов, согласно её приложению в Крие и Бхаве. В Йоге
имеется 7 Садхан: Шат-карма, Асана, Мудра, Пратьяхара, Пранаяма, Дхьяна и
Самадхи, которые очищают тело, дают положение для йогических целей, отвлечение
чувств от их объектов, контроль дыхания, медитацию и экстаз. Последний бывает
двух видов: несовершенный (Савикальпа), в котором не полностью преодолён
дуализм, и совершенный (Нирвикальпа), в котором имеет место полный монический
опыт – реализация Истины Махавакья "АХАМ БРАХМАСМИ", – знание в
смысле реализации, которое должно иметь место не как продукт Освобождения
(Мокши), а как само Освобождение. Самадхи Лайя Йоги – это Савикальпа Самадхи, а
в завершении Раджа Йоги – это Нирвикальпа Самадхи. Первые 4 процесса – физические;
последние 3 – ментальные и сверхментальные. С помощью этих семи процессов
достигаются соответствующие, определённые качества: чистота (Шодхана);
твёрдость и сила (Дридхата); мужество (Стхирата); устойчивость (Дхайрья);
лёгкость (Лягхава); осознание (Пратьякша) и отделение, ведущее к Освобождению
(Нирлиптатва).
То, что известно как 8 разделов Йоги (Аштанга
Йога), составляют 5 предыдущих элементов Садхан (Асана, Пранаяма, Пратьяхара,
Дхьяна и Самадхи) и три других:
Яма – самоконтроль с помощью целомудрия и
умеренности, не причинения вреда (Ахимса) и других добродетелей;
Нияма – религиозные обряды, милосердие и т.д. с
преданностью Богу (Ишвара-Пранидхана); и
Дхарана – фиксация внутреннего органа на его
объекте, как предписывается йогической практикой.
Человек – микрокосм (Кшудра Брахманда). Всё, что
существует во внешней вселенной, существует в нём. Все Таттвы и миры в нём, что
и составляет Высший союз Шива и Шакти. Тело может быть разделено на две
основные части: голову с туловищем и ноги. В человеке центр тела находится
между этими двумя частями у основания позвоночника, где начинаются ноги.
Позвоночник поддерживает туловище и всё тело. Это ось тела, подобная горе Меру,
являющейся осью Земли. Поэтому позвоночник человека носит название Меруданда,
Меру или осевой жезл. Ноги и стопы – грубые, проявляющие меньше признаков
сознания, чем туловище с его белой и серой материей. Туловище само подчиняется
голове, содержащей орган ума или физический головной мозг с белым и серым
веществом. Положение белого и серого вещества в голове и спинном мозгу
соответственно перевёрнуто. Тело и ноги ниже центра есть 7 нижних не мирских
поддерживающих Шакти или Сил вселенной. Есть 7 верхних областей или Лёк (этот
термин обозначает "То, что видимо" – Лёкьянте), что переживается, и отсюда
плоды Кармы в форме особого повторного рождения. Эти области называются так:
Бхух, Бхувах, Свах, Тапа, Джана, Маха и Сатья Лёки, соответствующие шести
центрам: пяти – в туловище, шестой – нижний мозговой центр; и седьмой – в
верхнем мозгу или Сатьялёке, обители высшего союза Шива и Шакти.
6 центров следующие: Мулядхара или поддерживающий
корень, расположен у основания позвоночного столба посередине промежности между
основанием гениталий и анусом. Выше него в области гениталий, живота, сердца,
груди, горла и во лбу между глаз расположены соответствующие лотосы или Чакры:
Свадхистхана, Манипура, Анахата, Вишуддха и Аджна. Это главные центры, хотя
некоторые тексты говорят о других Чакрах: Ляляна, Манас и Сома. Седьмая область
находится вне Чакр – это верхний мозг, высший центр проявления Сознания в теле
и, следовательно, обитель Высшего союза Шива-Шакти. Когда употребляется слово
"обитель", это не означает, что здесь располагается Высшее в смысле
"места нахождения", вовсе нет! Высшее никогда не локализуется, в
отличие от его проявлений. Это имеет место как снаружи, так и внутри тела; но
говорят "в Сахасраре", поскольку здесь реализуется высший союз Шивы и
Шакти. Так и должно быть, поскольку сознание реализуется, входя и проходя через
более высокое проявление ума, Саттвамайи Буддхи, выше и за пределами которого
находится Чит и сама Чидрупини Шакти.
Из аспекта Шива-Шакти Таттвы развивается Ум в своих
формах: Буддхи, Ахамкара, Манас и связанные Умом Индрии, центр которых
находится над Аджна Чакрой и ниже Сахасрары. От Ахамкары происходят Танматры
или командиры особых чувств, которые развёртывают 5 форм ощущаемой материи
(Бхуты): Акаша, Ваю, Агни, Апах и Притхиви (эфир, воздух, огонь, вода, земля).
Английский перевод не означает, что Бхуты соответствуют английским элементам
(воздуху, огню, воде и земле). Эти термины указывают на различную степень
материализации от эфирной до твёрдой. Так, Притхиви или земля – любая материя в
состоянии Притхиви, которую можно ощущать Индрией обоняния. Ум и материя
пронизывают всё тело, но есть центры, где они преобладают. Так, Аджна является
центром ума, а 5 нижних Чакр являются центрами пяти Бхут:
Вишуддха – Акаши;
Анахата – Ваю;
Манипура – Агни;
Свадхистхана – Апах;
Мулядхара – Притхиви.
Короче говоря, человек как микрокосм является
всепроникающим духом (который наиболее чисто проявляется в Сахасраре),
управляемым Шакти в форме Ума и материей центров, которых шесть, и пять Чакр,
соответствующих материи.
6 Чакр отождествляются со следующими сплетениями,
начиная снизу, с Мулядхары: копчиковое сплетение, крестцовое сплетение,
солнечное сплетение (которое образует великую связь правой и левой
симпатических цепочек Иды и Пингали с цереброспинальной осью). Связь с ней
образует поясничное сплетение. Затем следуют сердечное сплетение (Анахата),
гортанное сплетение и, наконец, Аджна или мозжечок, состоящий из двух долей;
выше него – Манас-Чакра или средний мозг и последняя – Сахасрара или верхний
мозг. Сами 6 Чакр составляют жизненные центры в пределах спинномозгового столба
в белом и сером веществе. Они, однако, могут и, вероятно, осуществляют
воздействие и управляют грубыми спинномозговыми путями в пределах сегментов
спинного мозга с соответствующими сегментарными областями тела. Чакры являются
центрами Шакти, как жизненной силы. Иными словами, имеются центры Пранашакти,
проявляемые Пранаваю в живом теле, где председательствуют Дэваты, которые
назначены Универсальным Сознанием, как его проявления в форме этих центров.
Чакры не воспринимаются грубыми чувствами. Даже
если они воспринимаются в живом теле, которое они помогают организовать, они
исчезают с разрушением организма во время смерти. Поэтому посмертное
исследование тела не обнаруживает Чакры в спинном мозгу, и некоторые люди
думают, что эти Чакры вообще не существуют, а являются выдумкой богатого
воображения. Это отношение напоминает нам врача, который уверял, что выполнил
множество вскрытий трупов, но ни разу не обнаружил душу!
Число лепестков лотосов различно: 4, 6, 10, 12, 16
и 2, соответственно Чакрам, начиная с Мулядхары и кончая Аджной. Всего их 50,
как и букв Санскритского алфавита, содержащихся в лепестках. Это Матрикары,
ассоциированные с Таттвами; поскольку и то и другое – продукты одного и того же
творческого Космического Процесса, проявляющегося как в физиологических, так и
психологических функциях. Примечательно, что число лепестков то же, что и букв,
выпускающих ту или иную Кша или вторую Ля, и что эти 50, умноженные на 20,
имеются в 1000 лепестках Сахасрары, число, которое указывает на
беспредельность.
Могут спросить, почему лепестки различаются в
Чакрах по числу? Почему, например, в Мулядхаре их 4, а в Свадхистхане 6? Число
лепестков в любой Чакре определено числом и положением Нади или йогических
нервов вокруг Чакры. Так, четыре Нади, окружающие и проходящие через жизненные
движения Мулядхара Чакры, принимают форму лотоса с четырьмя лепестками. Таким
образом, конфигурации создаются положением Нади в любом конкретном центре. Эти
Нади не те, что известны Вайдье. Последние представляют грубые физические
нервы. Первые, как уже говорилось, называются Нади Йоги и являются тонкими
каналами (Вивары), по которым течёт энергия Праны. Термин Нади происходит от
корня Над, который означает движение. Тело содержит бесчисленное число Нади.
Если бы они были видны глазу, то тело было бы похоже на очень запутанную карту
океанских течений. А поверхность воды кажется одинаковой всюду. Но исследования
показывают, что это – движение с различной степени силой происходит во всех
направлениях. Все эти лотосы существуют в позвоночном столбе.
Меруданда – позвоночный столб. Западная анатомия
делит его на 5 областей. Это подтверждает изложенную здесь теорию о
соответствующих областях, где расположены 5 Чакр. Центральная нервная система
включает в себя головной мозг, находящийся внутри черепа (в котором расположена
Ляляна, Аджна, Манас и Сома Чакры и Сахасрара), а также спинной мозг, идущий от
верхней границы "Атланта" (1-го шейного позвонка) ниже мозжечка и спускающийся
до второго поясничного позвонка, где он суживается до нитевидной формы,
называемой по латыни "филюм терминале".
Спинной мозг состоит из белого и серого вещества, и
в нём находятся 5 нижних Чакр. "Филюм терминале", как уже говорилось,
– просто фиброзная нить, и могут подумать, что это не подходящее средство для
Мулядхара Чакры и Кундалини Шакти. Последние исследования с помощью микроскопа,
однако, обнаружили существование высокочувствительной серой материи в
"филюм терминале", которая соответствует положению Мулядхары.
Согласно Западной науке, спинной мозг – не просто связующее звено между
периферией и центрами чувств и воли, но также является независимым центром
группы центров: Сушумна Нади, проходящая в центре спинного мозга. Её исходный
пункт называется Брахма Двара или Врата Брахмана. Относительно физиологических
отношений Чакр можно сказать с известной степенью определённости, что четыре
Чакры над Мулядхарой имеют отношение к мочеполовой, пищеварительной, сердечной
и дыхательной функциям, а два верхних центра, Аджна (со связанными Чакрами) и
Сахасрара отражают различные формы мозговой деятельности, вплоть до удержания
Чистого Сознания, достигаемого с помощью Йоги. Нади с каждой стороны – это Ида
и Пингаля, являющиеся левой и правой симпатическими цепочками, пересекающие
центральный столб с одной стороны на другую, образуя в Аджна Чакре с Сушумной
трёхжильный узел, называемый Тривени, расположенный в продолговатом мозгу, где
симпатические цепочки соединяются вместе и отсюда берут начало. Эти Нади вместе
с двудольной Аджной и Сушумной образуют фигуру Бога Меркурия, который, как
говорят, представляет их.
Пробуждение Кундалини Шакти и её Союз с Шивой
вызывают состояние экстатического союза (Самадхи) и духовное переживание.
Прежде всего, имеется 2 основных направления в
Йоге: Дхьяна или Бхавана Йога и Кундалини Йога. Между ними есть чёткое отличие.
Первый класс Йоги даёт экстаз (Самадхи) с помощью интеллектуальных процессов
(Крия Джнана) медитации, он может быть получен также с помощью вспомогательных
процессов Мантра или Хатха Йоги (иных, нежели пробуждающих Кундалини) и с
помощью отхода от мира; вторая стоит вне раздела Хатха Йоги, в котором, хотя
интеллектуальные процессы не пренебрегаются, творческая поддерживающая Шакти
всего тела действительно соединяется с Божественным Сознанием. Йог заставляет
Её познакомить его с Её Богом и наслаждается блаженством союза через Неё. Хотя
он пробуждает Её, Она даёт знание или Джнану, последней Она является. Дхьяна
йог настолько постигает Высшее состояние, насколько ему позволяют его
собственные медитативные силы; сознаёт, что это достигается не наслаждением
союзом с Шивой и не фундаментальной телесной силой. Обе формы Йоги отличаются
друг от друга, как по методу, так и по результату. Хатха йог считает свою Йогу
и её плоды наивысшими; Джнана йог так же думает о своей Йоге. Кундалини
настолько знаменита, что многие хотят познать её. Изучая теорию этой Йоги,
можно спросить: "Действительно ли без неё можно обойтись?" Ответ
будет таким: "Это зависит от того, что вы ищете". Если вы хотите
пробудить Кундалини Шакти, насладиться блаженством союза Шивы и Шакти через Неё
и овладеть сопутствующими Силами (Сиддхи) – это очевидно, что достичь такого
можно только с помощью Кундалини Йоги. В этом случае вы подвергаетесь
определённому риску. Но если ищут освобождения без желания достижения союза с
помощью Кундалини, тогда нет необходимости в этой Йоге. Освобождения можно
достичь с помощью чисто Джнана Йоги, с помощью отрешённости от мира,
упражнения, что успокоит ум вовсе без пробуждения главной телесной силы. Вместо
стремления к миру, чтобы соединиться с Шивой, Джнана йог достигает своего
результата, отделяя себя от мира. Первый путь – путь наслаждения, второй – путь
аскетизма. Самадхи может быть достигнуто на пути преданности (Бхакти) так же, как
на пути знания. Действительно, высочайшая преданность (Пара Бхакти) не
отличается от Знания. Оба являются Реализацией. Но, хотя Освобождение (Мукти)
достигается любым из этих методом, между ними имеются определённые различия.
Дхьяна йог не должен пренебрегать знанием своего тела, так как он состоит из
ума и материи, влияющих друг на друга. Пренебрежение или игнорирование тела в
большей степени способствует созданию болезненного воображения, нежели чистого
духовного опыта. Однако он не интересуется телом в том смысле, в каком это
делает Хатха йог. Можно быть успешным Дхьяна йогом и, тем не менее, иметь
слабое тело и здоровье, болеть и недолго жить. Его тело, а не он сам является
решающим фактором, когда он умрёт. Он не может умереть по собственной воле. Когда
он пребывает в Самадхи, Кундалини Шакти ещё спит в Мулядхаре и нет признаков
физического и психического блаженства или сил (Сиддхи), описанных как факторы,
которые сопровождают Её пробуждение. Его экстаз – это "Освобождение при
жизни" (Дживанмукти). Это не то состояние, что бывает при истинном
Освобождении, так как он ещё может быть подчинён страдающему телу, от которого
может освободиться, если вообще может, только после смерти. Его экстаз
заключается в природе медитации, проходящей через пустоту (Бхавана-Самадхи),
возникающую через отрицание всех мысле-форм (Читта-Вритти) и в отречении от
мира. Это относительно негативный процесс, в котором позитивный акт подъёма
Главной Силы тела не играет роли. С помощью усилия, ум, являющийся продуктом
Кундалини, как Пракрити Шакти, вместе с его мирскими желаниями успокаивается
настолько, что завеса, созданная умственным функционированием, удаляется из
Сознания. В Лайя Йоге сама Кундалини, будучи пробуждённой йогом (для этого
пробуждения предназначены его действия и участия), создаёт для него это
просвещение.
Но, могут спросить, зачем нужно как-то особенно
беспокоиться о теле и о его Главной Силе, если есть значительный риск и
проблемы? Ответить можно так: посредством этой силы совершается полнота и
определённость Реализации; эта Сила даёт Знание Себя (Джнанарупа Шакти),
попутно приобретаются Силы (Сиддхи), а также промежуточное и конечное
наслаждение.
Если Конечная Реальность есть Единое, состоящее из
двух аспектов: неподвижного наслаждения Души, освобожденной от всех форм и
активного наслаждения объектами, что является чистым духом и духом в материи,
тогда полный союз в Реальности требует такого единства в обоих его аспектах.
Это нужно знать здесь и там (Иха и Амутра). Правильное понимание и практика
заключает истину в доктрине, гласящей, что человек должен быть идеальным в
обоих мирах. Нет несовместимости между двумя действиями, если они совершаются в
соответствии с универсальным законом проявления. Ложное учение утверждает, что
счастье в будущем можно получить лишь при отсутствии наслаждения в настоящем и в преднамеренных поисках
страдания и умерщвления плоти. Лишь Шива является Высшим Блаженным Опытом,
который проявляется в форме человека, чья жизнь - это смесь удовольствий и страданий.
Счастье в настоящем и блаженство Освобождения - в будущем можно достичь, если в
каждом человеческом действии осознать тождество с Шивой. Это реализуется в
совершении любой человеческой функции без исключения, религиозного акта
жертвоприношения и поклонения (Яджна). В древнем ведическом ритуале наслаждению
пищей и питьём предшествовало церемониальное жертвоприношение и ритуал. Такое
наслаждение было плодом жертвоприношения и даром Дэвов. На более высокой стадии
жизни Садхака это приносится в жертву Единому, от которого исходят все дары и
по отношению к которому Дэваты являются меньшими и более ограниченными формами.
Но это жертвование также содержит дуализм, от которого свободна высшая,
монистическая (Адвайта) Садхана. Здесь индивидуальная жизнь и мирская жизнь
едины. Когда Садхака ест, пьёт или совершает любое другое естественное
отправление тела, делая это, он говорит и чувствует "Шивохам". Это не
просто отдельный индивидуум, который подобным образом действует и наслаждается.
Это Шива, который делает это в нём и посредством его. Такая личность признаёт,
как уже было сказано, что его жизнь и все формы деятельности существуют не сами
по себе и не должны преследовать эгоистические интересы, собственное отдельное
благо; словно наслаждение - нечто, что следует красть у жизни с помощью собственной
самостоятельной силы и с чувством обособленности. Его жизнь и деятельность
представляют часть Божественной деятельности в Природе (Шакти), проявляясь и
действуя в форме человека. В биении своего сердца он осознаёт ритм песни
Вселенской Жизни. Отрицать потребности тела, думать о нём, как о чём-то
небожественном – это отрицание большой жизни, частью которой оно является; это
искажение великого закона единства всего и безграничного союза Материи и Духа.
Руководствуясь подобной концепцией, даже нижайшие физические потребности
принимают космическое значение. Тело есть Шакти. Его потребности есть
потребности Шакти. Когда человек наслаждается, это Шакти наслаждается через
него. Всё, что он видит и делает – это Мать, которая видит и действует; его
глаза и руки – её глаза и руки. Всё тело и все его функции – Её проявления.
Полностью осознать Её такой – это значит совершенствовать это Её особое
проявление – Себя. Человек, который хочет мастерски владеть собой, должен
работать над собой во всех планах: физическом, ментальном и духовном, так как
все они родственны и являются разными аспектами единого всепроникающего
Сознания. Могут спросить: кто божественнее – человек, который отрицает тело или
ум либо пренебрегает ими ради достижения воображаемого духовного превосходства,
или тот, кто лелеет обе формы одного Духа, которые они содержат в себе?
Реализация достигается быстрее и надёжнее, когда Дух различается во всех
существах и видах деятельности, нежели при отрицании и отвержении всего, что не
духовно или иллюзорно и якобы является препятствием на пути. При неправильном
подходе они могут стать препятствиями и вызвать падение; в остальных случаях
они становятся инструментами достижения. Кроме того, когда действия выполняются
с правильным чувством и в определённом настроении ума (Бхава), они приносят
радость, а повторяющаяся и длительная Бхава приносит постоянное божественное
переживание (Таттваджнана), которое является Освобождением. Когда Мать видна во
всех вещах, Она постоянно осознаётся также и как находящаяся вне них.
Эти общие принципы должны иметь более частое
приложение в мирской жизни, перед тем, как становиться на соответствующий путь
Йоги. Однако Йога, изложенная здесь, также является приложением тех же самых
принципов, посредством чего достигается Бхукти и Мукти (наслаждение и
освобождение).
С помощью более низких приёмов Хатха Йога достигает
совершенства физического тела, которое должно быть подходящим инструментом для
функционирования ума. Совершенный ум приближается к Самадхи, и через него
входит само Чистое Сознание. Хатха йог старается сделать своё тело крепким, как
сталь, здоровым и свободным от страдания и поэтому долговечным. Овладевая
телом, он овладевает и жизнью и смертью. Его лучезарная форма наслаждается
жизнеспособностью юности. Он живёт, сколько хочет, и наслаждается миром форм.
Он умирает, когда захочет (Иччха-Мритью); сделав прекрасный выразительный жест
разрушения (Самхара-Мудра), он величественно уходит. Но могут сказать, что
Хатха йоги болеют и умирают. Во-первых, дисциплина очень трудна и рискованна,
и, во-вторых, должна осуществляться только под руководством опытного Гуру.
Лишённая помощи и неумелая практика
может привести не только к болезни, но и к смерти. Тот, кто стремится победить
Бога Смерти, подвергается риску неудачи или более быстрого поражения от Него.
Конечно, не все, кто следует этой Йоге, преуспевают или добиваются одинакового
успеха. Тот, кто терпит провал, не только подвержен немощи обычных людей, но и
другим страданиям, вызванным неподготовленностью и неправильно осуществляемыми
практиками. Те, кто преуспевает, делают это в различной степени. Одни
продлевают свою жизнь до почтенного возраста - 84 лет, другие - до 100, третьи
ещё больше. Теоретически, тот, кто совершенен (Сиддха), уходит из этого мира по
собственной воле.
Но не у всех одинаковые способности, возможности,
воля, телесная сила. Можно не быть волевым, но следовать строгим правилам,
необходимым для успеха. Современная жизнь, в общем, не создаёт условий для
занятий физической культурой. Не все люди хотят такой жизни, или думают, что её
достижение не стоит затрачиваемых хлопот. Некоторые желают как можно быстрее
избавиться от тела. Поэтому говорят, что легче достичь Освобождения, чем
Бессмертия! Первое можно получить самоотверженностью, отречением от мира,
моральной и ментальной дисциплиной. Но победить смерть труднее, так как одни
эти качества не помогут. Тот, кто её победит, держит жизнь в одной руке, а
Освобождение - в другой, если он является совершенным йогом (Сиддха). Он
обладает Наслаждением и Освобождением. Он - Император, Властелин Мира и
обладатель Блаженства, которое находится вне всех миров. Можно сказать, что
любая Садхана ниже Хатха Йоги!
Хатха йог, стремящийся к Освобождению, делает это с
помощью Садханы Лайя Йоги или Кундалини Йоги, которая даёт и Наслаждение, и
Освобождение. В каждом центре, куда он поднимает Кундалини, он испытывает
особую форму Блаженства и приобретает особые силы. Подняв Её до Шивы, своего
центра головного мозга, он наслаждается Высшим Блаженством, которое по своей
природе аналогично блаженству Освобождения, которое, будучи установлено
постоянно, является самим Освобождением, освобождающим Дух и Тело.
Энергия (Шакти) поляризуется в двух формах:
статической или потенциальной (Кундалини) и динамической (работающие силы тела,
подобные Пране). За любой деятельностью стоит статическое состояние.
Статическим центром в человеческом теле является Центральная Змеиная Сила в
Мулядхаре (поддерживающая основа). Эта сила является статической поддержкой
(Адхара) всего тела и всех его движущихся пранических сил. Этот Центр (Кендра)
Силы является грубой формой Чит или Сознания, так как в нём (Сварупа) находится
Сознание. Внешне оно представлено высшей формой Силы. Есть различие (хотя
основа едина) между Высшим Покоящимся Сознанием и Его активной силой (Шакти).
Так, когда Сознание проявляется как Энергия (Шакти), оно обладает двумя
аспектами: потенциальной и кинетической энергией. Фактически, в Реальности нет
разделения. Для совершенного глаза Сиддха процесс становления является
совершённым (Адхьяса). Для несовершенного глаза Садхака, стремящегося к Сиддхи
(совершенное достижение), т.е. для духа, который ещё продвигается в низших
планах и по-разному отождествляет себя с ними, - это стремление казаться и
наружность есть реальность. Кундалини Йога воспроизводит Ведантическую Истину
со своей практической точки зрения и представляет мировой процесс как
поляризацию самого Сознания. Эта полярность существует внутри, поэтому Йога
разрушает тело с помощью нарушения равновесия телесного сознания, являющегося
результатом поддержания этих полюсов. Человеческое тело потенциального полюса
Энергии, которая является Высшей Силой, приводится в действие, в котором
движущиеся силы (динамическая Шакти) поддерживаются ею, и весь динамизм,
который порождён, направлен на движение вверх, чтобы соединиться с неподвижным
Сознанием в Высшем Лотосе.
Поляризация Шакти бывает в двух формах: статической
и динамической. В уме или опыте эта поляризация видна в отражении полярности
между чистым Чит и Напряжением, заключённым в нём. Это Напряжение или Шакти
развивает ум с помощью безграничных форм и перемен себя в чистом, беспредельном
Эфире Сознания - Чидакаше. Такой анализ выявляет изначальную Шакти в тех же
самых двух полярных формах: статической и динамической. Здесь полярность
наиболее существенна и приближается к абсолютной, хотя нужно помнить, что нет
абсолютного покоя, за исключением чистого Чит. Космическая энергия находится в
равновесии, которое относительно, а не абсолютно.
Поговорив об уме, давайте перейдём к материи. Атом
в современной науке перестал быть просто атомом в смысле неделимой частицы
материи. Согласно электронной теории, атом является проявлением миниатюрной
вселенной, представляющей нашу солнечную систему. Центру этой атомной системы
мы приписываем положительное электричество, вокруг которого вращается облако
отрицательно заряженных электронов. Положительные заряды связаны друг с другом
так, что атом находится в состоянии равновесия энергии и обычно не разрушается,
хотя и может быть расщеплён, что присуще всей материи, но особенно отчётливо
прослеживается на примере радиоактивности радия. Итак, мы снова видим, что
положительный заряд покоится в центре, а отрицательный заряд движется вокруг
центра. То, что применимо к атому, применимо ко всей космической системе и
вселенной. В системе мира планеты вращаются вокруг Солнца, а вся солнечная
система (как целое), вероятно, вращается вокруг какого-то относительно
статического центра и т.д., пока мы не дойдём до Брахма-Бинду, которая является
точкой абсолютного покоя, вокруг которой вращаются все формы, которая
удерживает всё. Подобное наблюдается в тканях живого организма, где действующая
энергия поляризована на две формы: анаболическую и катаболическую, одна ведёт к
разложению тканей, другая - к сохранению. Состояние тканей представляет собой
результат этих двух сосуществующих или конкурирующих действий.
Короче говоря, когда Шакти проявлена, она разделена
на 2 полярных аспекта: статический и динамический. Это предполагает, что вы не
можете быть в динамической форме, не будучи в то же время в статической форме,
как полюса магнита. В любой сфере деятельности силы мы, согласно космическому
принципа, должны иметь статический фон – покоящуюся или "свёрнутую"
Шакти. Эта научная истина проиллюстрирована в образе Кали, Божественной Матери,
движущейся как Кинетическая Шакти на груди Садашивы, который является
статическим фоном чистого Чит, который пассивен и выступает как сущность всей
деятельности, Источник Гунамайи.
Космическая Шакти
является совокупностью (Самсати), по отношению к которой Кундалини в отдельных
телах является Вьяшти (индивидуальной) Шакти. Как я уже говорил, тело является
микрокосмом (Кшудрабрахманда). Поэтому в живом теле имеет место такая же
поляризация. Вселенная берёт начало от Махакундалини. В Своей Высшей Форме, Она
находится в покое, свернувшись кольцом и едина (как Чидрупини) с Шива-бинду.
Затем, чтобы проявиться, Она разворачивается. 3 кольца, о которых говорит
Кундалини Йога, являются тремя Гунами, а три с половиной оборота представлять
Пракрити и её три Гуны вместе с Виркрити. Её 50 оборотов - буквы алфавита. По
мере Её разворачивания, Таттвы и Мартики, Источник Варн исходит из Неё. Она
движется и продолжает движение даже после создания Таттв, двигаясь в них.
Поскольку они порождают движение, они продолжают двигаться. Как гласит
Санскритское выражение, весь мир (Джагат) находится в движении. Так она
продолжает творческую деятельность, пока не развернёт Притхиви, последнюю
Таттву. Вначале она создаёт ум, а затем - материю. Последняя становится всё
более и более плотной. Полагают, что Махабхуты - это Плотности современной
науки: Плотность Воздуха ассоциируется со скоростью свободного падения;
плотность Огня ассоциируется со скоростью света; плотность Воды или жидкости
ассоциируется с молекулярной скоростью и экваториальной скоростью вращения
Земли; плотность Земли, горных пород ассоциируется со скоростью сейсмических
волн. Однако очевидно, что Бхуты представляют увеличивающуюся плотность
материи, пока она не достигнет плотной формы трёх измерений. Когда Шакти
создала эту последнюю или Притхиви Таттву, что Ей делать дальше? Ничего. Она
опять будет в состоянии покоя, который означает, что Она приобрела статическую
форму. Шакти никогда не истощается переливанием в любые свои формы.
Итак, Кундалини Шакти находится в последней созданной
Бхуте - Притхиви. Таким образом, мы имеем Махакундалини в покое в виде
Чидрупини Шакти в Сахасраре, точке абсолютного покоя, и тело, где покоится
соответствующий статический центр - Кундалини. Вокруг этого центра движутся все
телесные силы. Различие между этими двумя в том, что они есть Шакти в
специфических дифференцированных формах в движении, а Кундалини Шакти –
недифференцированная, остаточная Шакти в покое. Она свёрнута в Мулядхаре,
которая означает "фундаментальная поддержка", в то же время это место
расположения Притхиви или последней твёрдой Таттвы и остаточной Шакти или
Кундалини. Следовательно, тело можно сравнить с магнитом, состоящим из двух
полюсов. Мулядхара - это место пребывания Кундалини Шакти и сравнительно грубой
формы Чит (сущность Чит Шакти и Майя Шакти) - это статический полюс по
отношению к остальному телу, которое является динамическим полюсом. Работа тела
предполагает и содержит такую статическую поддержку, отсюда название -
Мулядхара. С одной стороны, статическая Шакти в Мулядхаре - необходимость,
сосуществующая с творческой и развивающейся Шакти тела, поскольку динамический
аспект или полюс никогда не бывает без статического эквивалента. С другой
стороны, - это остаточная Шакти.
Что тогда происходит в завершение этой Йоги? На эту
статическую Шакти оказывается воздействие Пранаямой и другими йогическими
процессами, и она становится динамической. При её полной динамичности, когда
Кундалини соединяется с Шивой в Сахасраре, поляризация тела исчезает, Два
полюса соединяются в один, и наступает состояние сознания, называемое Самадхи.
Разумеется, поляризация имеет место и в сознании. Тело продолжает существовать
как объект наблюдения для других людей. Оно продолжает свою органическую жизнь.
Но человеческое осознание собственного тела
и всех других объектов исчезает, поскольку ум прекратил свою работу, так
как его сознание связано с функцией, которая удаляется в свою основу,
являющуюся сознанием.
Как поддерживается тело? Во-первых, хотя
Кундалини-Шакти является статическим центром всего тела, как сознательного
организма, тем не менее каждая часть тела и её составляющие клетки имеют
собственные статические центры, которые поддерживают эти части или клетки.
Во-вторых, согласно теории йогов, восходящая Кундалини и тело, как целый
организм, поддерживаются нектаром, который стекает от союза Шивы и Шакти в
Сахасраре. Нектар - извержение силы, генерируемой их союзом. Потенциальная
Кундалини Шакти только частично, а не полностью превращается в кинетическую
Шакти. Шакти, находящаяся в Мулядхаре, не истощается; потенциальный запас
всегда остаётся неистощимым. В этом случае динамический эквивалент является
частичным превращением одного вида энергии в другой. Однако, если сила
свёрнутая в Мулядхаре станет абсолютно развёрнутой, произойдёт распад трёх тел:
грубого, тонкого и каузального и наступит Видеха-Мукти, бестелесное
освобождение, поскольку статический фон в отношении данной конкретной формы
существования должен, согласно этой гипотезе, исчезнуть. Тело становится
холодным, как труп, как только Шакти покидает его, не из-за истощения или
лишения статической силы в Мулядхаре, а благодаря концентрации или конвергенции
(сосредоточению в одной точке) динамической силы, обычно рассеянной по всему
телу. Так динамический эквивалент, который устанавливается против статического
фона Кундалини Шакти, является лишь рассеянной пятеричной Праной, удалённой из
других тканей тела и сконцентрированной вдоль позвоночника.
Таким образом, динамическим эквивалентом является
Прана, рассеянная по всем тканям. В Йоге она собирается вдоль позвоночника,
статического эквивалента Кундалини Шакти, существующей в обоих случаях. Часть
имеющейся динамической Праны с помощью подобающих приёмов заставляют
действовать у основания позвоночника, благодаря чему создаётся центр основания
или Мулядхара, которая становится перенасыщенной и воздействует на всю
рассеянную динамическую силу (или Прану) тела, удаляя её из тканей и собирая
вдоль позвоночника. Таким образом, рассеянный динамический эквивалент
становится собранным вдоль позвоночника динамическим эквивалентом. Согласно
этой точке зрения, восходит не вся Шакти, а происходит извержение типа
конденсированной вспышки, которая достигает Парама-Шивастханы. Центральная
Сила, которая поддерживает индивидуальное мирское Сознание, сливается с Высшим
Сознанием. Ограниченное сознание, переступая пределы концепций мирской жизни, и
непосредственно интуитивно воспринимает неизменную Реальность, лежащую в основе
всего течения бытия феноменов. Когда Кундалини спит в Мулядхаре, человек пробуждён
в мире; когда она пробуждена для союза и соединяется с высшим статическим
Сознанием, которое является Шивой, тогда сознание спит для мира и едино со
Светом всех вещей.
Главное состоит в том, что когда пробуждена
Кундалини Шакти, Она или Её извержение прекращает быть статической Энергией,
поддерживающей мирское сознание, удовлетворение которого длится так долго, как
долго Она спит; и затем Она проявляется в движении, направленном к другому
статическому центру в Тысячелепестковом Лотосе (Сахасрара), где вступает в союз
с сознанием Шивы или сознанием экстаза, находящегося за пределами мира форм.
Когда Кундалини спит, человек пробуждён для этого мира. Когда она пробуждена,
человек спит – т.к. теряется осознание всего мира и он входит в своё причинное
тело. В Йоге он выходит за пределы – к бесформенному Сознанию.
Слава, слава Матери Кундалини, которая
с помощью Своего Безграничного Великолепия и Энергии великодушно ведёт Садхака
от Чакры к Чакре, просвещает его интеллект и позволяет ему осознать своё тождество
с Высшим Брахманом! Пусть Её благословение снизойдёт на всех вас!
КУНДАЛИНИ ЙОГА
Перевод с английского, примечания, редакция:
Александр ОЧАПОВСКИЙ, Уфа, 2002
Кундалини и Тантрическая Садхана
Введение. Сущность Кундалини Йоги