Cкачать весь сайт:
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ЙОГИ Александра Очаповского 8.8MB все *.htm главн.страница
оглав.: список книг и статей , об
авторах , аннотации , инструкция , Санскрит.
Александр ОЧАПОВСКИЙ
Электронная
библиотека ЙОГИ
Аннотации
на книги и переводы, размещённые на Web-странице:
Web-site: http://www.bashedu.ru/yoga/
E-mail: OchapovskyAP@ic.bashedu.ru
Copyright © 2001 Александр Петрович ОЧАПОВСКИЙ (книги и переводы с
английского).
Все права сохранены, включая право воспроизводить любым способом эти тексты или
их составляющие. Никакая часть этих материалов не может быть воспроизведена,
кроме как исключительно для личного пользования, без письменного разрешения
автора.
Просмотр: одним щелчком на ссылке (см.инструкцию). Для больших
книг есть файл-оглавление и файл-полный текст книги. Большие файлы могут
открываться долго, но затем листание идет быстро.
оглавл. вся
книга 1. А.П.Очаповский.
Крия Йога и Хатха Йога для начинающих. - Уфа, 2001.
2. narkdemo.htm
А.П.Очаповский.
ЙОГА против наркомании (демо-версия книги). - Уфа, 2001.
3-9. Шри Свами ШИВАНАНДА. Книги по Йоге.
оглавл. вся книга
3. Бхакти Йога.
Перевод, примечания, редакция: А.П.Очаповский. – Уфа, 2001.
оглавл. вся книга 4.
Гьяна Йога.
Перевод, примечания, редакция: А.П.Очаповский. – Уфа, 2001.
оглавл. вся
книга 5. Кундалини Йога.
Перевод, примечания, редакция: А.П.Очаповский. – Уфа, 2002.
оглавл. вся книга 6.
Практика Карма Йоги.
Перевод, примечания, редакция: А.П.Очаповский. – Уфа, 2001.
оглавл. вся книга
7. Словарь Йоги и Веданты.
Перевод, примечания, редакция: А.П.Очаповский. – Уфа, 2001.
оглавл. вся книга 8.
Тантра Йога, Нада Йога, Крия Йога (Сборник).
Перевод, примечания, редакция: А.П.Очаповский. – Уфа, 2001.
dnevnik.htm
9. Духовный дневник (бланк, пояснения).
Перевод, примечания, редакция: А.П.Очаповский. – Уфа, 2001.
оглавл. вся книга
10. Крия Йога. Шри Свами Сатьянанда.
Перевод С.В.Андреев; примечания, редакция: А.П.Очаповский. – Уфа,
2002.
оглавл. вся книга
11. Раджа Йога Патанджали. Свами Сатья Пракаш.
Перевод, примечания, редакция: А.П.Очаповский. – Уфа, 2002.
оглавл. вся книга
12. Шри
Свами Сатчидананда.
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита. Комментарий для современных читателей.
Перевод, примечания, редакция: А.П.Очаповский. – Уфа, 2001.
оглавл. книга
1 книга 2 13. Йога для детей (сборник).
Перевод, примечания, редакция: А.П.Очаповский. – Уфа, 2001.
Статьи и
приложения
14. весь очерк Август 2001 (Йогиня на
Алтае: из горных записок Наташки).
Наталья Лигостаева. – С.-Петербург, 2001.
15. history.htm А.П.Очаповский.
История сайта. – Уфа, 2002.
16. vishnasn.htm А.П.Очаповский. Асаны
Хатха Йоги в исполнении Свами
Вишнудэвананды. – Уфа, 2002.
17. gallery.htm Фотогалерея (высшие
духовные сущности). – Уфа, 2002.
18. healeco.htm
А.П.Очаповский. Йога, гигиена, экология. (Мудрость Йоги и высокие
технологии -
потребителю о товарах и продуктах.) – Уфа, 2002.
19. toreader.htm
А.П.Очаповский. К читателям; Йога-Ашрам. (Резиденция общества Йоги.)
– Уфа, 2002.
20. guru.htm
Цепь ученической преемственности (Гуру Парампара). Автор и его
учителя– Уфа, 2002.
21. grafik.htm График освоения Асан и Пранаямы по
декадам. к "Йоге для начинающих"–
Уфа, 2001.
22. slovar.htm Словарь к "Йоге для
начинающих". – Уфа, 2001.
23. review1.htm И.Р.Байков. Рецензия на книгу
"Йога против наркомании" – Уфа, 2001.
24. links.htm А.П.Очаповский Ссылки
на другие сайты. – Уфа, 2002.
ОБ
АВТОРАХ
Шри
Свами ШИВАНАНДА Махарадж
(1887-1963) - несравненный мудрец Гималаев, воспетый в песнях и
легендах; основал Общество Божественной Жизни, Лесную Академию Йоги-Веданты,
храмы в Ришикеше (Гималаи) и по всему миру. Совершил блистательное турне по
всей Индии и Шри-Ланке, в 1953 г. созвал "Мировой Парламент религий".
Энтузиазм к служению привёл его к медицинской деятельности, а затем к миссии
духовного просвещения. Практикуя строгий аскетизм, Свами Шивананда расцвёл как
великий Йог, святой, мудрец и Дживанмукта (Душа, достигшая Освобождения ещё при
жизни). Оставил много учеников-великих Йогов и мудрецов.
Подобное нектару учение Его Святейшества Шри Свами Шивананды
Сарасвати хорошо известно читающей публике и искренним искателям Божественного
знания. Он автор более 200 книг, чтение которых настолько вдохновляет,
воодушевляет, наполняет покоем и радостью, что ясно ощущается соприкосновение с
Источником Высшей Мудрости.
Эти книги передают Йогу во многих аспектах. Выбор их не случаен.
Сам переводчик находится в цепи ученической преемственности Шри Свами
Шивананды. Надеюсь, читатели почувствуют радость и вдохновение от чтения этих
переводов, поскольку одной из особенностей работ Свами Шивананды является их
нектароподобный вкус, приносящий удовольствие при каждом чтении.
Парамахамса
Свами Сатьянанда Сарасвати
Ученик Шри Свами Шивананды. Блистательный теоретик и практик Йоги,
Тантры и Веданты. Основатель замечательной школы Тантра Йоги, непревзойдённая
слава которой вышла далеко за пределы Индии.
Его
Преподобие Шри Свами САТЧИДАНАНДА (Шри Гурудэв)
- один из самых почитаемых живущих ныне мастеров Йоги. Всеми
любимый Учитель, посвятил свою жизнь служению человечеству; благодаря сочетанию
в себе практической мудрости и духовной проницательности, обнаружил
спокойствие, в самой сути жизни каждого человека и внутри собственной Души.
Обращаясь к внутреннему миру всех людей и к гармонии между всеми верами и
странами, каждый год Шри Гурудэв получает сотни приглашений со всего света.
Родился в семье посвящённых на юге Индии в 1914 г. Ученик его Святейшества Свами
ШИВАНАНДЫ из Ришикеша.
- врач, специалист по лечебной физкультуре и игло-рефлексотерапии,
занимается Йогой с 1966г. Получил Диплом Учителя Йоги и посвящение от Йога
Свами ШАНКАРАНАНДЫ (США). Имеет большой опыт практики и преподавания Йоги,
успешного лечения и профилактики, руководящей работы. Издал 2 книги,
электронный учебник; подготовил к выпуску ряд книг и переводов; многократно
выступал в печати и по телевидению. Посетил несколько ашрамов и центров Йоги в
Индии и др.: Шри Йогендры; Шивананды; Свами Сатьянанды; Государственный
институт здоровья (Дхирендры Брахмачари) и др.
Наталья
ЛИГОСТАЕВА
- знаток Астрологии, Йоги и Тантры.
АННОТАЦИИ
оглавл. вся книга 1. А.П.Очаповский.
Крия Йога и Хатха Йога для начинающих. - Уфа, 2001.
Детальное, иллюстрированное руководство-самоучитель для широкого
круга читателей, желающих здоровой и долгой жизни, самосовершенствования и
развития своих способностей; желающих стать гармонично развитым, одухотворенным
и счастливым. Замечательный сплав подлинных знаний классической системы Йоги и
научного их толкования с точки зрения современной медицины. Неоценимый
лечебно-профилактический эффект. Везде указаны методика освоения, техника исполнения, справочные
ссылки (переход щелчком мыши), предостережения и противопоказания , что исключает риск
от занятий.
Средства укрепления и поддержки здоровья, профилактики:
1. отказ от вредных привычек;
2. внутренняя культура; этика, психология отношений (Яма-Нияма)
3. гигиенические приемы, неизвестные современному человеку:
- диета и дозированное голодание;
- гидротерапевтические процедуры: внешнее и внутреннее очищение
- режим дня, отдых, сон, самоконтроль;
- физические упражнения (вьяямы, асаны, мудры): основные (оригинальный комплекс
из 54 упражнений), лечебные, добавочные;
- дыхательные упражнения (Пранаяма): основные, лечебные, добавочные; неоценимый
лечебно-профилактический эффект.
- Лечебные и добавочные, факультативные упражнения (физические и дыхательные)
включают в комплекс по мере необходимости и по желанию.
Часть 1: теоретические вопросы.
Часть 2: Крия Йога: подготовительные процедуры, которые можно осваивать
как самостоятельно, так и параллельно с освоением физических упражнений.
Яма-Нияма: этика - гармонизирует человека во взаимодействии с
обществом и с самим собой.
Нети: промывание носа с оздоровительными целями.
Капалябхати: дыхательное упражнение (продувание носа).
Дхаоти и Кунджаля: промывание желудка.
Басти: очищение кишечника с оздоровительными целями.
Тратака: упражнения для глаз.
Багхи: очищение желудка после переедания.
Шанкх-Пракшаляна: полное очищение всего желудочно-кишечного
тракта.
Часть 3: Хатха Йога: физические и дыхательные упраж-я (основные; лечебные,
дополнительные). При самостоятельном их освоении берут 1-3 упраж-я и выполняют
минимальное число раз или секунд 7–10 дней. Потом добавляют ещё 1-3 упраж-я и
т.д. Лечебные:
- Лечебный комплекс при пояснично-крестцовом радикулите,
- 2 упражнения для успокоения нервной системы и
- последние 6 лечебных поз.
Пранаяма - дыхательные упражнения (основные, лечебные), осваиваются спустя
полгода после освоения комплекса физических упражнений.
Пурака – вдох;
Кумбхака – задержка дыхания после вдоха;
Речака – выдох;
Шуньяка – задержка после выдоха.
Анулёма-Вилёма - упражнения с чередованием вдоха и выдоха через левую и
правую ноздри.
2. narkdemo.htm А.П.Очаповский.
ЙОГА против наркомании (демо-версия книги). - Уфа, 2001.
review1.htm И.Р.Байков. Рецензия на книгу
Вырваться из круга повторных госпитализаций могли единицы… Ценные
советы Йогов и уникальные разработки автора помогают многих вернуть к учёбе и
работе.
Даны рекомендации по физической и психологической реабилитации
больного после прохождения лечения у врачей-наркологов, когда в организме есть
остаточные явления от злоупотребления наркотиками. В основу положены 7
принципов Йоги.
Практика Йоги, обучающая адаптивному стилю жизни, поможет стать самодостаточной,
самостоятельной личностью, не нуждающейся в наркотиках. Йогу можно практиковать
и обычным людям, ибо она составляет здоровый образ жизни. Даны предостережения и
противопоказания для лиц с отклонениями в здоровье.
Книга для бывших наркоманов; людей группы риска; педагогов,
врачей, родителей; всех практикующих Йогу.
Идея написать эту книгу возникла у автора в 1996 году во время
работы в Республиканском наркологическом диспансере г.Уфы. В 1997 г. автор
второй раз побывал в Индии. Там среди прочего он обсуждал с индийскими Йогами
теоретические и практические вопросы использования Йоги против наркомании.
7
принципов Йоги:
1. Гигиена: процедуры и рекомендации
2. Диета и употребление жидкости
3. Комплексы упражнений Йоги
4. Тренировка дыхания ("Пранаяма")
5. Позитивное мышление и Медитация
6. Отдых и расслабление.
7. Фитотерапия - применение лекарственных и съедобных растений
• для вывода шлаков, токсинов, продуктов распада наркотиков и др.
• для реабилитации сознания и психики
• здоровья ума и тела, восстановления организма, обмена веществ, др.
• накопления энергии, жизнеспособности
3-9. Шри Свами ШИВАНАНДА. Книги по Йоге.
оглавл.
вся книга 3. Бхакти Йога.
Перевод, примечания, редакция: А.П.Очаповский. - Уфа, 2001.
Бхакти Йога – преданность, любовь (к Богу); достижение союза с
Богом с помощью предписанной духовной дисциплины по части преданности. Книга
предназначена всем изучающим Йогу.
В Индии Бхакти Йога является обязательной составляющей
традиционной практики Йоги. Так уж сложилось, что в России люди больше
интересуются Хатха и Раджа Йогой, забывая, что Йога – это единение с Богом.
Российский читатель, безусловно, получит огромную пользу от знакомства с этим
направлением Йоги. На мой взгляд, трагического поворота истории России в ХХ
веке не было бы вообще, если бы Бхакти Йога составляла часть нашей культуры. До
революции в России в Бога верили практически все. Но насколько непрочной
оказалась эта вера, когда за несколько лет были разрушены многочисленные
святыни и большая часть духовенства подверглась гонениям и жутким репрессиям.
Многомиллионный народ не смог противостоять кучке атеистов. Если бы люди
практиковали Бхакти Йогу, этого бы не произошло, и через несколько десятилетий
наша страна не превратилась в поголовно атеистическое общество.
Дорогой читатель! Даже если вы не будете заниматься Йогой или
испытываете к ней враждебные чувства, прочтите эту книгу, поскольку без веры
жить нельзя. Без веры в Бога жизнь бессмысленна. Сведения, которые вы здесь
почерпнёте и примените в своей жизни, помогут вам укрепить веру в Бога,
независимо от религии, которой вы следуете.
оглавл. вся книга 4. Гьяна
Йога.
Перевод, примечания, редакция: А.П.Очаповский. - Уфа, 2001.
Гьяна Йога: путь знания; медитация через мудрость; размышление о
природе Атмы, как учит Гуру. Веданта: итог Вед; Упанишады; доктрина недуализма.
Основал эту школу Шри Шанкарачарья.
У Шри Шанкары в Упадеше Сахашри вы найдете: "Веданте следует
обучать того, кто обладает спокойным умом, кто контролирует свои чувства, кто
свободен от недостатков, подобных страсти и др., покорный, наделенный
добродетельными качествами, всегда скромный и кто стремится к свободе".
(324-16-72). Поэтому к чтению этой книги следует приступать лишь тому, кто
упорно, последовательно и в течение длительного времени практикует другие виды
Йоги. Ибо Гьяна Йога (или Джнана Йога) является венцом всей йогической
практики. Разумеется, философы и мыслители могут изучать Гьяну, но если они не
имеют предварительной подготовки, то получат лишь информацию для сухого
теоретизирования и самоуверенности: "Я знаю Гьяна Йогу".
Первым шагом в изучении этой книги может стать "Бхагавад
Гита", один из комментариев которой представлен на данном сайте.
оглавл. вся книга 5.
Практика Карма Йоги.
Перевод, примечания, редакция: А.П.Очаповский. - Уфа, 2001.
Карма Йога: самоотверженное действие; исполнение повседневных
обязанностей; служба человечеству. Быть непривязанным к плодам действий,
предлагать действия на алтарь Господа - это делает вас могущественным Йогом.
Доктрина Кармы приносит надежду для безнадёжных, помогает беспомощным, радует
грустных и даёт новые силы для слабых. Доктрина Кармы развивает веру и
поддерживает этику. Она гласит: "Если вы причиняете вред другому человеку,
вы вредите себе".
Философы-утописты, материалисты (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин)
строили своё представление об обществе будущего, основанное на новом отношении
человека к труду. Им следовало бы познакомиться с Карма Йогой, а не выдумывать
ложные теории, которые лопнули подобно мыльным пузырям, столкнувшись с
практикой жизни. Это видно на примере многострадальной России и других стран,
где был построен социализм, который оказался нежизнеспособным, искусственным
образованием и, подобно недоношенному ребёнку, приказал долго жить.
Каким должен быть идеальный труд, отношение человека к нему,
проистекающие последствия труда подробно изложены в настоящей книге. Слово ТРУД
здесь рассматривается с более высоких позиций и замещён таким широким понятием,
как ДЕЙСТВИЕ (Карма). В этой книге вы найдёте также глубокие исследования
относительно результатов действий, которые также называются КАРМА. Сегодня в
России трудно встретить человека, который бы не употреблял слово КАРМА. Теперь
россияне могут подробнее ознакомиться с его смыслом и содержанием.
Карма Йога является обязательной дисциплиной в большинстве
авторитетных ашрамов Индии, особенно тех, которые возглавляют ученики и
последователи Свами Шивананды. Главной её чертой является бескорыстие и
служение Богу. Подготовка книг, размещённых на этой Web-странице, и сама
страница были созданы в духе Карма Йоги, и пронизаны её идеями. Надеюсь,
читатель почерпнёт здесь немало интересного.
оглавл. вся книга 6.
Тантра Йога, Нада Йога, Крия Йога (Сборник)
Перевод, примечания, редакция: А.П.Очаповский. - Уфа, 2001.
Тантра Йога: доктрина Шивы-Шакти; развитие скрытых сил человека.
Нада: звук; Нада Йога - лучший вид Лайя Йоги. Крия Йога: аскетизм, очищение,
изучение священных писаний, самообуздание. При внимательном чтении и глубоком
осмыслении видна внутренняя взаимосвязь и завершённость трех работ сборника:
1) Тантра Йога представлена в своём теоретическом, философском
аспекте, мало известном российской публике. Того, кто попытается найти здесь
тантрические сексуальные практики, ожидает разочарование. Весьма любопытной
является интерпретация христианского понятия Святого Духа, входящего в Святую
Троицу. В целом этот раздел требует от читателя зрелости и опыта в области
теории индуизма.
2) Нада Йога - один из видов Тантра Йоги. Как правило,
концентрация внимания в Йоге осуществляется путём направления взгляда (внешнего
или внутреннего) на определённый объект. Здесь концентрация осуществляется с
помощью звука, плавно переходя в медитацию... Прежде, чем приступать к Нада
Йоге, нужна предварительная этическая и моральная подготовка, а также очень
важна сноровка в Крия Йоге, Хатха Йоге и практика Аджапа-Джапы. Здесь вы
найдёте неизвестную в России практику Тхаан, простое чтение которой вдохновляет
на её освоение.
3) Крия Йога - Йога очищения. Она абсолютно необходима для того,
кто хочет получить от Йоги максимальный результат. Все неудачи в Йоге
происходят от пренебрежения или недостаточной практики этого раздела. С неё
следует начинать занятия Йогой и не прекращать её никогда. Важно отметить, что
один из любимых учеников Свами Шивананды - Свами Сатьянанда, будучи безусловным
авторитетом в Йоге и Тантре, считает, что первоначально Хатха Йога как раз и
состояла из 6 очистительных процедур: Дхаоти, Басти, Нети, Наоли, Тратаки,
Капалябхати,– и была Тантрической практикой.
оглавл. вся книга 7. Кундалини Йога.
Перевод, примечания, редакция: А.П.Очаповский. - Уфа, 2002.
Кундалини
Йога – одно из самых притягательных направлений Йоги для современного человека.
Это вершина Тантрической Йоги. Изначально Кундалини Йога предназначалась для
духовного совершенствования, а сегодня её широко практикуют для очень
конкретных целей: от развития способностей – до решения проблем психологии,
здоровья и т.д. Для практики этой сложной системы абсолютно необходимо:
1) иметь
Гуру;
2) очистить
себя, пройдя предварительную подготовку по Яме и Нияме;
3) поддерживать
свою физическую форму с помощью Хатха Йоги не только для поддержания здоровья,
но и для правильного освоения Асан, Пранаям, Мудр и Бандх, являющихся
инструментами Кундалини Йоги;
4) соблюдать
постепенность и регулярность.
оглавл. вся книга 8.
Словарь Йоги и Веданты.
Перевод, примечания, редакция: А.П.Очаповский. - Уфа, 2001.
Книга для изучающих индийскую философию, религию; для чтения
работ, представленных на этом сайте. Словарь включает Санскритские термины,
составляющие предмет Йоги и Веданты.
Словари по ЙОГЕ и ВЕДАНТЕ в России являются библиографической редкостью,
поэтому мне особенно приятно поделиться с соотечественниками этой сокровищницей
мудрости. Древнеиндийская философия, к которой, безусловно, относится
литература по Йоге и Веданте, как правило, излагалась на Санскрите. Один из
шрифтов алфавита этого языка называют "Дэванагари" - город богов,
недвусмысленно намекая на его божественное происхождение. Русский язык по
происхождению относится к группе индоевропейских языков, поэтому знакомство со
словами, представленными в этой работе, полезно любому культурному человеку,
интересующемуся историей нашей страны и языка, не говоря уже о тех, кто читает
книги по индийской философии.
При составлении русскоязычного варианта этого словаря я столкнулся
с рядом проблем в русской транслитерации Санскрита. Над разрешением этих
противоречий работают целые научные коллективы и даже институты. Думаю, вы
простите мне некоторые шероховатости перевода, принимая во внимание всю
сложность поставленной задачи.
Надеюсь, что, несмотря на эти издержки, "Словарь Йоги и
Веданты" будет полезен читателям, а иногда и просто незаменим.
dnevnik.htm
9. Духовный дневник (бланк и пояснения).
Перевод, примечания, редакция: А.П.Очаповский. - Уфа, 2001.
Приложение к ряду книг по Йоге. Бланк на месяц, заполняется ежедневно,
с итогами по неделям. Чтобы изменить мирскую природу, требуется суровая
Садхана. Духовный дневник является кнутом для подстёгивания ума к
добродетельности и Богу. Вы обретёте утешение, спокойствие ума и совершите
быстрый прогресс на духовном пути. Вы получите необыкновенные результаты.
оглавл. вся
книга 10. Крия Йога. Свами САТЬЯНАНДА
Перевод С.В.Андреев; примечания,
редакция: А.П.Очаповский. - Уфа, 2002.
Подробное,
иллюстрированное изложение ускоренного курса духовного развития человека.
Крия Йога – дисциплина духовного совершенствования, которую в
этот век (Кали Юга)
предложил легендарный Бабаджи. Свами Сатьянанда детально,
понятным языком изложил эту
тайную разновидность Йоги и Тантры.
оглавл. вся книга 11. Раджа Йога Патанджали. Свами САТЬЯ ПРАКАШ
Перевод, примечания, редакция: А.П.Очаповский. - Уфа, 2002.
"Сутры Йоги" Махариши Патанджали, являющиеся
основным литературным источником Раджа Йоги. Они представляют собой философское
толкование этого направления Йоги. Что касается практики, то даже в Индии Раджа
Йога в чистом виде используется редко, обычно её применяют в качестве
вспомогательного средства для практики других видов Йоги.
Уникальной особенностью этой книги является тот
факт, что здесь даются практические приёмы реализации Пратьяхары, переходного
состояния от материального - к духовному. В работах по Раджа Йоге других
авторов практическая составляющая этого раздела, как правило, деликатно
пропускается.
В этой работе можно найти множество советов по
улучшению качества жизни, конкретных советов по избавлению от недостатков,
комплексов, развитию духовности.
Одной из отличительных особенностей Йоги, особенно
отчётливо различаемой в Раджа Йоге, является самоконтроль (самообуздание,
самоограничение). Свами Сатья Пракаш даёт его детальное описание, которое порой
сложно для понимания из-за перенасыщенности санскритскими терминами и цитатами.
оглавл. вся книга 12. Шри
Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита.
Комментарий для современных читателей.
Перевод, примечания, редакция: А.П.Очаповский. - Уфа, 2001.
Есть много комментариев к Бхагавад Гите, и достаточно места для
многих новых. Гита - часть эпической поэмы Махабхараты и относится к культуре
древней Индии; послание для всех времён и народов. Свами Сатчидананда один из
первых смог с такой силой интерпретировать Гиту для Запада, что она изменила
жизнь людей к лучшему. Поэтому новый комментарий приветствуется всеми, кто
высоко ценит индийскую Мудрость и желает видеть её участие в решении проблем
Запада.
Это перевод я сделал по просьбе моих последователей по Йоге. Из
нескольких сотен комментариев к Бхагавад Гите, написанных различными Учителями,
в России на русском языке изданы лишь единицы. При этом большая их часть издана
в советский период и вызывают у читателя оскомину от атеистической
направленности перевода этой глубоко религиозной книги. Другие - навязывают
подход какой-либо школы индийской философии. Третьи - слишком упрощены.
Четвёртые, наоборот, чересчур сложны для понимания. На их фоне настоящий
вариант Гиты будет выглядеть не только более либеральным, но и более понятным и
доступным для менталитета большинства российских читателей.
оглавл. 13. Йога для детей (сборник).
Перевод, примечания, редакция: А.П.Очаповский. – Уфа, 2001.
книга 1. Кеннет К. Коэн, Джоан Хайм
(иллюстрации).
ПРЕДСТАВЬТЕ ЭТО! - Руководство по Йоге для детей.
книга 2. Дети Йогавилля. ХАТХА ЙОГА для
детей, от детей!
Никак нельзя было обойти на сайте эту тему, поскольку дети
буквально задыхаются от негативного воздействия на них цивилизации, созданной
взрослыми людьми, которые или не умеют, или не хотят воспитывать детей должным
образом. Двойные стандарты, ханжество и лицемерие взрослых быстро усваиваются
детьми. Потом не следует удивляться: откуда у детей ЭТО, почему дети ТАКИЕ.
Закономерный результат - появление эгоистичной личности с антисоциальной
направленностью поведения. Йога предлагает гармоничный подход к воспитанию и
обучению ребёнка. Начнём с 2-х книг, а потом будет видно…
Книга 1. Эта книга - прекрасный подарок детям и родителям. При
использовании этой работы для практики Йоги детьми, я советовал бы учесть
следующие замечания.
Описания упражнений даны в сжатом виде, поэтому пользуйтесь
дополнительной информацией из книг этого сайта. Ребёнок должен осваивать
упражнения в основном путём подражания. Поэтому вы сами должны быть примером и
хорошо выполнять эти позы. Тогда возраст ребёнка не будет иметь значения. В
Индии классическое обучение начинается в 6-8 лет, но если даже 2-3-х летний
ребёнок выполняет упражнения, подражая вам, - всё в порядке; только исправьте
явные ошибки и нарушения в технике исполнения. Не помогайте ребёнку в удержании
позы. Если асана не получается или выдерживается слишком короткий промежуток
времени, значит малыш ещё не готов…
Не советую разучивать детям позу Лотоса. Она слишком сложна и
опасна для жителей нашей страны, как для детей, так и для взрослых.
Хотя Мудры противопоказаны до совершеннолетия (18 лет),
предложенная в этой книге "Морская ракушка" является
подготовительным вариантом к Йога мудре и не содержит бандх.
Поэтому она безопасна.
В этой работе для Шалябхасаны используется название поза Кузнечика,
а не поза Саранчи, как в большинстве описаний этого упражнения другими
авторами. Похоже, это сделано потому, что кузнечик - более привычное насекомое
и не является столь отталкивающим для детей, как саранча.
В предисловии я дал несколько советов относительно дыхания. Во
всех позах дыхание для детей произвольное, как им хочется. Глубоко не следует
дышать ни в одной позе.
Все мы - дети. А детей учить никогда не поздно! Но чем раньше это
делать, тем лучше.
Книга 2. Иллюстрированное фотографиями руководство по Хатха Йоге
для детей. Текст написан самими детьми и представляет основные упражнения,
факультативные (необязательные) и медитативные позы Хатха Йоги.
Настоящая книга служит как бы дополнением к Книге 1. Поэтому я
рекомендовал бы детям и родителям пользоваться обеими книгами и внимательно
отнестись к предисловию и примечаниям, приведённым в них.
ИНСТРУКЦИЯ
К ЭЛЕКТРОННЫМ КНИГАМ
Необходимая конфигурация: PC Win'95/98/NT и выше;
Интернет-навигатор (Web-браузер, например, NetScape, Opera, Internet Explorer);
разрешение монитора 800х600 (True Color - 24 разряда) и выше.
Просмотр: одним щелчком на ссылке. Большие файлы могут открываться
долго, но затем листание идет быстро (в ожидании - кнопка прокрутки длинная;
конец загрузки - маленький квадратик сверху). Для больших книг есть
файл-оглавление и файл-полный текст книги. Из оглавления книги: щелчком на
главе или заголовке открывается файл с соответствующей главой данной книги.
Статьи загружаются целиком.
1. Скачайте и распакуйте архив с библиотекой в отдельную папку
(имя латинское, например, c:\Yoga) в соответствии с заданной структурой файлов
и подпапок. Структуру путей не меняйте!
yogaw.zip - в формате *.htm. При
необходимости скачайте и доустановите шрифты fontrus.zip (Arial, Courier, Verdana -
Rus Win-1251; Deva, Wnrir, Xdvng - Sanskrit).
2. Для просмотра файлов используйте программы:
.\*.doc,htm,txt - тексты книг и переводов: редактор Word97 и
Интернет-навигатор (например, NetScape). Рекомендуется просматривать или
печатать все книги в формате *.doc (для Word97). Открывать одним щелчком из
данного указателя или двойным - из Проводника;
.\photo\*.jpg,gif,bmp - иллюстрации,
.\portret\*.jpg,gif,bmp - портреты: графический просмотрщик (вьювер:
ACDSee...).
3. В текстах: установить вид-Структура документа (лев. Alt +лев. Ctrl
+щ) и уровень заголовков 7 (лев.Alt +лев.Shift +7).
4. Выбрать нужный заголовок (одним щелчком) и установить
вид-Разметка страницы (Alt+Ctrl+з).
5. Для получения справки по словам, выделеным жёлтым фоном:
* навести и остановить курсор мыши на слове (щелчок не делать!)
* Прочитать краткую справку.
* Убрать курсор мыши с выделенного слова. Справка исчезнет.
6. Для получения справки по выделеным Лиловые
Наклонные Слова (по техническим причинам стоят в именительном падеже):
*навести и остановить курсор мыши на слове (щелчок не делать!)
*Прочесть краткую справку. Когда появится знак "рука" G , можно перейти к
подробной справке:
- один раз щёлкнуть левой кнопкой мыши;
- прочитать подробную справку;
- вернуться к прежнему месту, нажав "лев.Alt +стрелка влево" или
щёлкнув мышью на стрелке "назад" панели Web;
- следите за расположением панели Web. Чтобы она не закрывала текст на экране,
разместите её в правом нижнем углу или в строке меню вверху, или удалите с
экрана.
7. Любой текст или отдельные его страницы можно печатать из
Word(а). Цветные заголовки печатаются серым цветом. Если надо чёрный цвет,
исправьте стиль HeadBase.
Книги предназначены всем изучающим Йогу. С целью адаптации для
русскоязычного читателя добавлены справочные приложения, а к Санскритским
терминам в тексте - перевод (в скобках). Русская грамматика также несколько
упрощена для более ясного понимания и приближения перевода к английскому
оригиналу.
Специальный Ведантический термин "Я" (I, Self) значит
"единый Брахман, Душа, Атман, Атма". Санскритские термины
см."Словарь Йоги и Веданты", глоссарий, предметный указатель. Их
пишут с малой или большой буквы (как в английском оригинале). В именах основное
имя выделено большими буквами среди вторых имён и титулов, например: Шри Свами
ШИВАНАНДА Махарадж. В каталогах и справочниках надо ссылаться на основное имя,
далее вторые имена и титулы.
Здесь применена упрощённая (часть букв теряется) транслитерация
алфавита Санскрита на русский. Некоторые правила чтения (Буква - Произношение):
кха, чха, тха, пха - с придыханием после согласного (х глухое).
гха, джха, дха, бха - с придыханием после согласного (звук х звонкий,
как украинское Г).
х - в большинстве случаев (кроме указанных выше) звук х звонкий (как
украинское Г). Иногда так пишется буква "висарга" – глухой звук
"х".
л - мягкое зубное русское Л ("л" произносится как
"ль"; "ла" - как среднее между "ла" и
"ля").
м - русское "м". Иногда перед согласной меняется:
"мда" читается как "нда", "мджа" - как
"ньджа".
джа - читается как английское "J", единый взрывной мягкий
звук: "джь", "джя" (как звонкое "ча").
джна - звук н мягкий: "джня". Исключение: допускается писать и
произносить "гья".
е - во всех позициях произносится как русское "э".
йе - произносится как "йе".
ау - здесь "у" краткое (почти как "ав"; наподобие
"ай").
ао, оу - просторечные варианты "ау".