ПРЕДЫДУЩАЯ
СТРАНИЦА (ОГЛАВЛЕНИЕ) ВСЯ КНИГА главная страница
Свами
Сатьянанда Сарасвати
крия Йога
Перевод с английского языка – Андреев С.В.
Web-редакция:
Александр ОЧАПОВСКИЙ
Web-site: http://www.bashedu.ru/yoga/
E-mail: OchapovskyAP@ic.bashedu.ru
Уфа, 2002
Российская публика в основном знакома с Крия
Йогой, как с разделом Хатха Йоги и Раджа Йоги (Яма-Нияма). Крия Йога,
представленная в этой книге, - совершенно иная. Это тайное тантрическое учение,
о котором впервые стало известно на Западе после выхода в свет работы
Парамахамсы Йогананды «Автобиография Йога». В настоящее время и в Индии, и в
США существует достаточно большая группа последователей и учеников Йогананды.
Мне, как приверженцу направления Йоги Свами
Шивананды, приятно представить здесь сборник по Крия Йоге прославленного ученика
Гуруджи – Свами Сатьянанды. Даже мало знакомые с Йогой люди найдут её понятной
и доступной. Единственная проблема, которую нужно решить тем, кто будет
заниматься Крия Йогой, - это непрерывность занятий: нельзя пропускать ни одного
дня практики…
Эта книга составлена из нескольких разделов
по Крия Йоге, описанных в
фундаментальном руководстве Свами Сатьянанды «A Systematic course in the ancient tantric techniques of Yoga and Kriya». Насколько мне известно, Виктор Бойко (http://www.realyoga.ru/boyko/index.html) взялся за
неимоверно сложную работу по переводу на русский язык этого руководства.
Мне попался уже готовый вариант перевода
текстов по Крия Йоги С.В.Андреева, который я с удовольствием представляю
читателям. Я не стал проводить глубокую переработку текста (перевод достаточно
хорош сам по себе, хотя есть отдельные недостатки, например, слово «Вишуддхи»
следует писать с двумя «дд», «Кхетчари» следует читать, как «Кхечари» и т.п.),
а сделал лишь небольшую редакцию, подправив отдельные неточности и добавив
цветные рисунки Чакр из оригинала Свами Сатьянанды, а также добавил раздел с
краткой биографической справкой об этом прославленном мастере Йоги и его фото.
Структура книги также изменена: я поместил всю теорию перед описанием практик,
чтобы не возникали ошибки из-за того, что занимающийся «не дошёл» до
соответствующего раздела теории.
Итак, для успешной практики Крия Йоги, как и
любого другого тантрического направления (включая любимые на Западе сексуальные
практики) абсолютно необходимо:
1) иметь
Гуру;
2) очистить
себя, пройдя предварительную подготовку по Яме и Нияме, изложенных на сайте в
разделах Хатха Йога и Раджа Йога;
3) поддерживать
свою физическую форму с помощью Хатха Йоги не только для поддержания здоровья,
но и для правильного освоения Асан, Пранаям, Мудр и Бандх, являющихся
инструментами Кундалини Йоги.
4) соблюдать
постепенность и регулярность.
Приятного Вам чтения!
Александр Очаповский,
Web-составитель этой книги,
основатель и директор
электронной библиотеки Йоги
Уфа, 2002
С целью адаптации добавлены
справочные тексты. Русская грамматика также несколько упрощена для более ясного
понимания и приближения перевода к английскому оригиналу.
Специальный Ведантический термин
"Я" (I, Self) означает "единый Брахман, Душа, Атман, Атма".
Санскритские термины см. "Словарь Йоги и Веданты". Их пишут с малой
или большой буквы (как в английском оригинале). В именах основное имя
выделяется большими буквами среди вторых имён и титулов, например: Шри Свами
ШИВАНАНДА Махарадж.
Здесь применена упрощённая
(часть букв теряется) транслитерация алфавита Санскрита. Некоторые правила
произношения:
Буква Произношение
кха, чха, тха, пха - с придыханием после согласного (х глухое).
гха, джха, дха, бха - с придыханием после согласного (звук х звонкий, как украинское Г).
х - в большинстве случаев (кроме указанных выше) звук х звонкий (как украинское Г). Иногда так пишется буква "висарга" – глухой звук "х".
л - мягкое зубное Л ("л" произносится как "ль", "ла" - как среднее между "ла" и "ля").
м - русское "м". Иногда перед согласной меняется: "мда" читается "нда", "мджа" – "ньджа".
джа - читается как английское "J", единый взрывной мягкий звук: "джя" (как звонкое "ча").
джна - звук н мягкий: "джня". Исключение: допускается писать и произносить "гья".
е - во всех позициях произносится как русское "э".
йе - произносится как "йе".
ау - здесь "у" краткое (почти как "ав"; наподобие "ай").
ао, оу - просторечные варианты "ау".
Парамахамса Сатьянанда родился в небольшом
городке близ Альморы у подножья Гималаев. Будучи ещё ребёнком, он проявлял
сверхъестественные качества и обрёл свой первый духовный опыт в 6 лет. Он был благословлён
многочисленными мудрецами и садху, которые посещали его дом по дороге в
Гималаи. Они пробудили в мальчике острое желание достичь таких же духовных
вершин и заложили в нем прочную основу вайрагьи, столь необычную для ребёнка
такого возраста.
В 19 лет он оставляет дом и отправляется на
поиски своего Гуру. Через некоторое время он прибывает в Ришикеш и встречает
здесь своего духовного Учителя, Свами Шивананду. За годы, проведённые вместе со
своим Гуру, он настолько погрузился в Карма Йогу, что Свами Шивананда отмечал,
что он выполняет работу за четверых. Будучи идеальным учеником, Свами
Сатьянанда работал от зари до зари, принимая участие во всех делах ашрама: от
уборки территории до управления делами. Служение Гуру было его страстью и
радостью.
Обладая острым интеллектом и, будучи, по
меткому определению Свами Шивананды «универсальным гением», Свами Сатьянанда
обучался не только благодаря инструкциям, полученным в ашраме. Он
самоотверженно следовал указанию своего Гуру: «Усердно трудись и ты очистишься.
Ты не должен нести свет; свет должен исходить из тебя». Это и случилось. Он
достиг просветления и понимания тайн духовной жизни, обрёл огромный авторитет в
Йоге, Тантре, Кундалини, Веданте и Санкхье.
Прожив со своим Гуру 12 лет, Свами
Сатьянанда принял жизнь паривраджака санньясы, и в течение следующих 8 лет
странствовал по Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону. В эти годы он
встречался со многими великими святыми и йогами, проводил время в уединении,
создавая и совершенствуя техники Йоги, которые могли бы облегчить страдания
человечества.
В 1963 году он основал Движение
Международного Общества Йоги. Его миссия реализовалась, когда он поселился на
берегу Ганги в Мунгере и основал Бихарскую школу Йоги для того, чтобы помогать
людям следовать по духовному пути. Сюда приходили люди со всех уголков Индии и
из-за рубежа. Слава о его учении быстро распространилась по всему миру.
В 1968 году он отправился в своё первое из
многочисленных мировых турне для популяризации древних йогических практик среди
людей всех мировоззрений, вероисповеданий и национальностей. После этого Свами
Сатьянанда стал известен на всех континентах, как выдающийся мастер Йоги и
Тантры. Он руководил миллионами искателями духовной истины и вдохновлял людей
на открытие многочисленных ашрамов и центров по всему миру.
В то время, как большинство святых
неспособно эффективно действовать в материальном плане, Свами Сатьянанда – не
один из тех, кто ощущает себя за пределами кармы. Его миссия, состоящая в том,
чтобы сеять семена мировой духовной культуры, является его основной мотивацией
в жизни, и он играет активную роль в тренировке своих учеников – санньясинов.
Хотя он обучает своих учеников всем аспектам жизни и даёт широкую возможность
развивать свои положительные качества, никто не может превзойти его в блестящем
планировании и организации.
Даже, несмотря на то, что он достиг
космической реализации, он может с готовностью поговорить на любую тему, как
обычный человек. Хотя он обладает глубоким знанием древних текстов и огромным
интересом и пониманием современной науки, он – не просто мастер, который учит
своих подопечных с помощью формального обучения и инструкций. Его способ
обучения заключается в передаче и контакте. Подобно тому, как он является
осуществлением мудрости своего Гуру, он также готов передать универсальное
знание ученикам, которые предоставят для этого свои очищенные умы и будут
готовы к восприятию.
В 1983 году он назначил своим преемником,
президентом Бихарской школы Йоги и духовным лидером всех связанных с ней центров
– Свами Ниранджананду Сарасвати. В 1984 году Свами Сатьянанда основал Миссию
Шивананды, благотворительную общественную организацию, а также Фонд
исследования Йоги, независимую организацию для проведения научных исследований
техник Йоги с целью духовного подъёма общества.
В 1988 году Свами Сатьянанда покинул Мунгер
и принял Кшетра санньясу, оставив миссию и все дела. Он совершил паломничества
по всем святым местам сиддх Индии, как странствующий санньяси, без личных вещей
и какой-либо помощи со стороны ашрамов и организаций, которые он основал.
В 1990 году в Рикхии, штат Бихар он основал
Шри Панчдашнам Парамахамса Алякх Бара. Это благотворительная, образовательная и
бесприбыльная организация. Она поддерживает и распространяет высшие традиции
санньясы: вайрагью (бесстрастность); тьягу (отречение) и тапасью
(аскетизм). Предлагает образ жизни тапован, принятый риши и муни
ведической эры, и предназначенный лишь для санньясинов, отрешённых, аскетов,
тапасвинов и парамахамс.
Алякх Бара не управляет какой-либо
деятельностью, типа Йоги, обучение или проповедование какой-либо религии или
религиозной концепции. Здесь руководствуются правилами, предписанными традицией
ведической садханы, тапасьи и свадхьяи или атма чинтаны.
Парамахамса Сатьянанда в настоящее время
постоянно живёт в Алякх Бара. Он ведет образ жизни как Парамахамса санньяси,
который действует не ради какой-то группы людей или миссии, а руководствуется
Божественным видением, совершая Панчагни Видью и другие ведические садханы и
прокладывая дорогу для будущих парамахамс, поддерживая их традицию.
У Вас в руках книга, являющая собой
произведение огромной важности. Это перевод Третьей книги Свами Сатьянанды Сарасвати «Систематический курс древних
тантрических техник Йоги и Крии», и, в частности, тех разделов, которые
посвящены описанию техник крия йоги.
В русскоязычной литературе имеется обширный
пробел систематического
изложения практик, направленных на развитие Пратьяхары (умение
отвлечься от любых внешних и внутренних раздражителей) и Дхараны
(концентрации). Разработки по этим вопросам, конечно же, имеются, но зачастую
они страдают неполнотой, разрозненностью и, самое главное, в них отсутствует
Система Изучения.
В русскоязычной литературе, опять же, более-менее освещены 1-я и
2-я ступени Аштанга-Йоги Патанджали (Яма и
Нияма). Очень обширно — 3-я и 4-я ступени (Асана и Пранаяма). Также
обилен материал и по 7-ой ступени (Дхьяне-медитации). А вот 5-я и 6-я ступени
(Пратьяхара и Дхарана) освещены очень слабо. Так что данная книга, посредством систематического изложения практик
крия йоги, позволит Вам заполнить этот пробел.
Книга предназначена для всех практикующих тантрические разновидности йоги, последователей
восточных боевых искусств и всех интересующихся овладением науки познания собственного «Я».
Свами
Сатьянанда Сарасвати
крия
Йога
Предисловие Web-составителя Правила
чтения Санскрита
СВАМИ САТЬЯНАНДА САРАСВАТИ К
ЧИТАТЕЛЮ
Перевод с
английского языка – Андреев С.В.
Web-редакция:
Александр ОЧАПОВСКИЙ
Уфа,
2002