ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА    ОГЛАВЛЕНИЕ    ВСЯ КНИГА    главная страница

 

Свами Сатьянанда Сарасвати

крия Йога

КРИЯ ЙОГА И СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

КОНЦЕНТРАЦИЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. КРАТКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

НЕСОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

УМ КАК КОМПЬЮТЕР

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ В ЕЖЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

СОЗНАНИЕ КРИЯ ЙОГИ

ПОДАВЛЕНИЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ МЫСЛЕЙ

БОДРСТВОВАНИЕ И СОНЛИВОСТЬ

ПРИЯТНЫЕ И НЕПРИЯТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

Перевод с английского языка – Андреев С.В.

 Web-редакция:
Александр ОЧАПОВСКИЙ

Web-site: http://www.bashedu.ru/yoga/

E-mail: OchapovskyAP@ic.bashedu.ru

Уфа, 2002

 

КРИЯ ЙОГА И СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

В этой части мы обсудим жизненно важный предмет. Это — сознательность, ибо она является основой как крия йоги, так и всех прочих медитативных техник. Способность быть свидетелем всех событий, независимо от того, внешние они или внутренние, с формированным отношением отде­ления от них, есть то, что называется концентрацией соз­нания. В целом, наше сознание постоянно исполнено потоком внешних раздражителей и внутренних пережи­ваний. Это создает постоянный и неотвязный шум в нашем сознании, и все поле восприятия переполнено этой нескон­чаемой суетой, которая действует, как покрывало, набро­шенное на истинные пласты человеческого существа. Это необходимо изменить путем медитативных практик и пре­образования обыденной жизни. Практикующему посредст­вом специальных упражнений следует выработать решение о принятии нового качества: качества свидетеля всех со­бытий. И внешние, и внутренние раздражители, согласно своей эмоциональной подоснове, являются как бы горючим для наших ментальных операций. Именно эмоциональная привязанность является тем, что вносит изменения как в мысли практикующего, так и в реакции на них. Способность быть только свидетелем прекращает всякую эмоциональную привязанность, останавливает внутренний шум и успока­ивает сознание. При этом условии покой и дхарана (концентрация) устанавливаются в сознании практикующего.

КОНЦЕНТРАЦИЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. КРАТКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Концентрация означает фокусирование внимания на одной точке или объекте, исключив при этом все иные объекты и мысли. Зачастую концентрация ассоциируется с подавлением чужеродных мыслей. Сознательность же озна­чает: 1) практику свидетельствования; 2) спонтанное со­стояние медитации, состояние полного внутреннего покоя вместе с высокой степенью бодрствования.

В контексте крия йоги под словом «сознательность» мы будем понимать первое определение, то есть то, где под сознательностью понимается процесс свидетельствования дей­ствий или мыслей. Это означает отсоединение самости от работы ума. Уму позволяется делать все, что он обычно делает, выполнять свое нормальное функционирование без какого-либо подавления. Вы отказываете ему только в од­ном — идентификации себя с ним. Такая сознательность может быть применена и в обычной ежедневной работе.

НЕСОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Означает идентификацию с объектами, идеями и т. п. Они называются мыслями и случаются тогда, когда сознание «ловится» и следует за объектами восприятия, будь они внешними или внутренними. Чтобы этого избежать, объекты и идеи необходимо расположить по ту сторону самоиденти­фикации, и тогда практикующему останется только быть свидетелем всех ментальных восприятий и физических дей­ствий. Это и будет называться сознательностью.

Сознательность в соответствии с нашим определением также подразумевает неприменение никаких намерен­ных усилий для того, чтобы сконцентрировать ум посред­ством подавления мыслей. Это особенно важно в крия йоге.

УМ КАК КОМПЬЮТЕР

Наш ум подобен машине. Он запрограммирован на постоянность потока мысли. Ум полон мыслей из прошлого и планов на будущее. Он постоянно связан и угнетен разного рода тревогами, заботами, страхами, неудовлетворенными желаниями и прочим. Ум постоянно зациклен на мыслях типа: «Понравился я этому человеку или нет?», «Произвел ли я хорошее впечатление?», «Не выглядел ли я дураком?», «Я был сегодня очень умен» и так далее. Наш ум способен запомнить множество вещей. Здесь и радости, и горести. Этим событиям и ожиданиям этих событий нет конца. И, в принципе, они не могут быть остановлены каким-то жестким, прямым давлением сверху. Они будут подниматься снова и снова с все увеличивающейся интенсивностью. А идентификация сознания с этими процессами не может привести к такому явлению, как ментальный мир, блажен­ство или самопознание.

Что же нам надлежит сделать для того, чтобы найти мир в нашей жизни? Есть достаточно четкий и прямой метод для развития сознания. Постарайтесь быть свидетелем всех мыслей и действий, наблюдая за ними со стороны. Нарушьте процесс говорения и отриньте гипнотический эффект постоянного течения мыслей. Вместо этого будьте в стороне от мыслей и поступков. Постарайтесь просто стать их свидетелем.

В Индии автоматические функции ума называются «карма». Это относится и к ментальным впечатлениям, которые составляют чью-либо личность. Эти ментальные впечатления основаны на принятии и непринятии, на вере и неверии, на бесконечном потоке концепций, находящимся в нашем уме. Именно эти ментальные впечатления за­ставляют нас чувствовать себя то выше других, то ниже, то хорошими, то плохими и так далее. Эти впечатления возникают в нашем сознании и являются причиной того, что посредством их мы отвечаем на какие-то внешние раздражители. И если идентифицировать себя с ними, то достаточно легко утратить истинную тропу жизни. Карма находится в уме. Она указывает на путаницу и привязан­ность к внешним феноменам и подсознательным данным, оставленными в памяти. А стать свободным от власти кармы можно только, став свидетелем.

Это выглядит несколько странно, но люди имеют стой­кую тенденцию привязываться к мыслям. Особенно — к радостным мыслям и радостным переживаниям. И такой человек выглядит как бы находящимся на верху много­этажного здания, построенного на базе собственных поло­жительных впечатлений. Обычно люди боятся утратить привязанность к своим мыслям и концепциям, так как считают, что тогда пропадает и смысл жизни. Но в действи­тельности это явление обратного свойства. Только утратив привязанность к мыслям и идеям, можно стать счастливее и обрести смысл жизни.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ В ЕЖЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Постарайтесь развить как можно большую степень соз­нательности для обыденной жизни, не прекращая при этом обычной деловой активности. Работайте для того, чтобы работать. И это будет означать покорение своего бушующего ума. Если вы не будете работать, то начнете снова пере­живать свои проблемы, впадая в своего рода летаргию. Работайте, выполняйте свои обязанности, но и также ста­райтесь быть сознательным. Будьте внимательны и наблю­дательны ко всякой мысли, эмоции и действию. Позвольте мыслям и эмоциям появляться без всякого на то осуждения, будучи полностью отделены от них. Если вы начнете осуж­дать их или менять на иные, то этим вы их будете только усиливать. Не подавляйте мысли, просто будьте отделен­ными от них. Позвольте всем эмоциональным импульсам и воспоминаниям подниматься в вашем сознании. Не боритесь с ними, только позвольте им возникать безо всякой на них реакции.

Ваш план ежедневной жизни должен быть примерно следующим: действовать и думать, но находясь как бы вне действий и обдумывания. Будьте отделены, будьте свидетелем. Это принесет мир в вашу жизнь и позволит сделать ваш ум более восприимчивым к практикам крия йоги. Отделение — это одно из важнейших положений, которое вам следует постепенно развивать. И от этого будет увели­чиваться ваша способность поддерживать сознательность в обыденной жизни.

Пробудив сознательность, вам следует практиковать и некоторые другие формы йоги, в частности, карма йогу, бхакти йогу, джнана йогу. Вначале, когда вы постара­етесь быть сознательным, вы обнаружите, что сделать это достаточно тяжело. В этом положении главное, что вам нужно сделать, — это не беспокоиться и не расстраиваться.  Для результатов необходимы время и практика.

СОЗНАНИЕ КРИЯ ЙОГИ

В медитативных практиках каждый должен исповедо­вать два метода: сознательность и концентрацию. Концен­трация широко рекомендуется в традиционных текстах. Однако для большинства людей этого шумного и озабоченного мира она невозможна, так как лишь только усиливает их беспокойство. Серьезные и мощные попытки концен­трировать ум могут принести больше зла, чем добра, ибо это приведет к ментальному перенапряжению, головным болям и расстройствам. Если вы постараетесь бороться с умом, то просто проиграете сражение. Перед концентрацией ум должен быть очищен. Из него должны быть удалены все его внутренние раздражители, подсознательные же­лания, страхи и тому подобное. Все это достигается пос­редством практик сознательности. Благодаря им, ум со временем очистится и успокоится. Концентрация и созна­тельность — это два метода для медитации. Сознательность, однако, наиболее мягкий и доступный метод для боль­шинства людей. Только те, кто уже успокоили и гар­монизировали свой ум, могут позволить себе заняться кон­центрацией как средством медитации. Сознательность — это метод крия йоги. Она растворяет ум, проникая в него через заднюю дверь. По этой причине крия йога, несмотря на то, что это достаточно древняя система, идеально подходит для современного человека.

В крия йоге вам следует сознательно отнестись к ме­ханике практик, дыханию, мантрам, движениям тела и тому подобному. Будьте внимательны и не попадайте под влияние внутренних чувств или внешних событий. Поз­вольте восприятию воспринимать, но будьте несколько в стороне от этого. Просто будьте сознательным по отно­шению к исполнению собственных практик. Не старайтесь концентрироваться. Будьте только свидетелем своего ума, внешних событий и исполнения практик. Это позволит вашим ментальным настроениям подниматься из подсоз­нания, а затем возвращаться в свой собственный источник. Это приведет к успокоению. А уже после этого можно будет перейти к концентрации, которая получится сама. Не подавляйте ничего, выходящего из своего ума, даже если ваш ум совершает прыжки, подобно дикой обезьяне. Будьте сознательным и исполняйте свои ежедневные практики. В конце концов, сознание установится и станет мирным.

Целью крия йоги является вызвать состояние безмыслия. Но это состояние не должно явиться результатом подавления мыслей. Подавление мыслей подобно надавливанию на предмет, подвешенный в воздухе. Сначала он отодвинется, но потом снова вернется.

Состояние безмыслия позволит вам непосредственно воспринимать предметы таковыми, какие они есть. Мысли, на самом деле, это, как покрывало, которое накинуто на глубины человеческого существа. Это покрывало, доста­точно грязное и скомканное, находится на окне и скрывает яркий солнечный свет. Состояние же безмыслия подобно полностью очищенному окну. И этого можно добиться через практики крия йоги. Не торопитесь, однако, вызвать состояние безмыслия, установив это себе за цель. Таким образом, вы породите еще больше мыслей в своей голове. Просто исполняйте практики, наблюдая за тем, как появляются мысли. Просто будьте наблюдательны, без того, чтобы определять, нравится вам то, что появляется или нет.

ПОДАВЛЕНИЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ МЫСЛЕЙ

На определенной стадии при исполнении практик крия йоги вы обнаружите, что ваше сознание стало более спо­койным, только несколько незначительных мыслей появ­ляется там. В этом случае допускается их подавление. Обычно такая ситуация складывается после нескольких месяцев регулярных практик. Но, с другой стороны, это может произойти неожиданно, в определенный благопри­ятный период занятий. Вам не следует подавлять эмо­ционально глубокие мысли. Но незначительные могут быть просто смяты. Это можно трактовать на примере слона и муравья. Если, допустим, в вашем мире появляется слон, который начинает вам досаждать, в этом случае вам приде­тся проявить такт и терпение. Вы будете наблюдать за ним внимательно и выбирать время, когда можно избежать контактов с ним и попытаться избавиться от него. Если же вам досаждает муравей, это совершенно иной случай. Отбросьте его и займитесь делами. В этом, собственно говоря, и состоит различие между значительными и не­значительными мыслями. И вам следует подумать и решить, какие мысли являются незначительными по своей природе.

БОДРСТВОВАНИЕ И СОНЛИВОСТЬ

Одной из крупнейших проблем в крия йоге является сонливость. Есть такая тенденция в человеческой природе — легко проваливаться в состояние дремы, особенно при определенной ментальной релаксации, которая часто случается во время практик крия йоги. Большинство людей любит дрему. Это очень приятно и позволяет на время забыть свои проблемы ежедневной жизни. Однако вы должны по­нять, что состояние медитации посредством расслабленного бодрствования гораздо более приятно и выгодно. И более того, расслабленное бодрствование ведет к самопознанию и блаженству, в то время как сон, пусть даже десятилетиями длящийся, никогда не приведет к самопознанию. А, следова­тельно, серьезно практикующие должны приложить особые усилия, дабы оставаться сознательными во время практик, прилагая особые усилия, чтобы не провалиться в царство сна и приятных мечтаний. Вы получите гораздо больше выгоды, делая крия йогу с бодрствующим сознанием, чем со спящим. И проблемы ума могут быть разрешены, если будет бодрствование.

В крия йоге вам следует избегать тамасического состо­яния посредством принятия холодной ванны, выполнения некоторых асан, сурья намаскара и принятия решения, что вы не будете спать во время упражнений. Вам необходимо состояние «раджаса», ибо в этом состоянии ум свободен от мыслей и прогрессивно гармонизирован. Вы должны созна­тельно поддерживать этот процесс. Эта сознательность, в конце концов, приведет к медитации.

ПРИЯТНЫЕ И НЕПРИЯТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Будьте готовы, что вам придется принимать подъемы и спады в своих эмоциях. Порой вы восторженны, порой угнетены. Это случается ежедневно. Это обычные процессы, происходящие в человеческом сознании. Спокойное наблю­дение за этими процессами необходимо для очищения и разрешения ментальных проблем. И в этом вам поможет крия йога. Постарайтесь не беспокоиться, а плыть по те­чению своего состояния, принимая его и будучи сознатель­ным. Только если эмоции чересчур подавляют вас, если есть какие-то глубокие проблемы, вызывающие у вас депрессию, тогда стоит немножко повременить и  приостановить практики крия йоги. Если возможно, обратитесь за консультацией к специалисту.

Практика отстраненного принятия эмоциональных состояний  и  есть  очищающий  процесс  на  первой  стадии самопознания.   Если  вы   не  пройдете   через   эти  опыты, которые зачастую и гадки, и неприятны, то невозможно будет познать глубины своего ума. Эта практика должна быть  постоянной,   чтобы,   по  крайней  мере,   сглаживать 1 состояние новых расстройств и эмоциональных бурь. Со временем   сглаживание   ментальной   неустойчивости   позволит вам медленно очистить ум, и именно поэтому мы рекомендуем   приступить  к   крия   йоге   после  достаточно длительной работы с иными формами йоги, исполняемыми вами в ежедневной практике. Эти приготовления абсолютно необходимы, ибо помогут мягко изменить проблемы вашего ума.   Крия   йога   подобна   сильнодействующей   медицине. Если она будет исполняться в то время, когда практикующий исполнен серьезных проблем, то, скорее всего, это приведет к ухудшению его состояния. А посему мы настоятельно рекомендуем всем практикующим, по крайней мере, два года не приступать к крия йоге, заменив ее на это время другими практиками.

Во время исполнения практик крия йоги, а также во снах вы можете оказаться лицом к лицу с какими-нибудь ужасными аспектами вашего ума, то есть вы можете по­встречаться с пугающими, гигантскими пауками и тому подобными вещами. В принципе, никто не знает, что может вылезти из глубин вашего ума. Это все есть выражение скрытых негативных аспектов подсознательного ума. Проблемы, которые остались нерешёнными, теперь поднима­ются в ваше сознание, и это также необходимая часть для процесса очищения вашего ума. Вам по-прежнему следует постепенно продолжать свои практики. Если же появление этих ужасных существ станет излишне интенсивным, то тогда, пожалуй, следует прекратить практики и рассла­биться на некоторое время. Все эти подсознательно воз­никшие силы вам следует воспринимать без сопротивления им. Всегда помните, что это лишь раздражающие аспекты вашего ума. А следовательно, основные задачи практики сохраняются — продолжайте исполнять ваше упражнение. Позвольте всем страхам приходить и уходить. Будьте соз­нательны, не подавляйте их. Это важно.

Запомните. Чем большее количество опытов вы прове­дете, тем большее количество негативных аспектов вашего ума вы сможете изжить, а, следовательно, продвинетесь по тропе успокоения и гармонизации. После прожития этих опытов ваша жизнь станет более гармоничной. Логические практики, будь то крия йога или какие-то другие, станут более эффективны. А вся ваша жизнь станет постепенно изменяться в сторону медитации.

Свами Сатьянанда Сарасвати

крия Йога

КРИЯ ЙОГА И СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ КОНЦЕНТРАЦИЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. КРАТКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

НЕСОЗНАТЕЛЬНОСТЬ УМ КАК КОМПЬЮТЕР СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ В ЕЖЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ СОЗНАНИЕ КРИЯ ЙОГИ

ПОДАВЛЕНИЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ МЫСЛЕЙ БОДРСТВОВАНИЕ И СОНЛИВОСТЬ

ПРИЯТНЫЕ И НЕПРИЯТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

Перевод с английского языка – Андреев С.В.

 Web-редакция:
Александр ОЧАПОВСКИЙ

Уфа, 2002

 

ВВЕРХ          далее: ЭФФЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ПЛАНА

УВЕЛИЧЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ

НЕДОСТАТОК ВРЕМЕНИ

ДРУГИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЙОГИ

СВЕСТИ НА НЕТ ВСЕ КОНЦЕПЦИИ

СТРЕМЛЕНИЕ И ТЕРПЕНИЕ

КУЛЬМИНАЦИЯ ЙОГИ

РЯД ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ ПРАКТИКИ КРИЯ ЙОГИ

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИК КРИЯ ЙОГИ