оглавление
вся книга главн.страница
Шри Свами ШИВАНАНДА.
Практика КАРМА ЙОГИ (Глава 2).
Перевод: Александр ОЧАПОВСКИЙ. - Уфа, 2001
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие переводчика
Правила чтения Санскрита
Замечание издателей
Предисловие Шивананды
Только Бога я видел
Универсальная молитва
Шива Манаса Пуджа Шри Шанкарачарья (мысленное
поклонение Шиве)
Введение
Глава
I. Йога служения
I.1. Кто является Богом?
I.2. Йога служения
I.3. Что такое Карма?
I.4. Хорошее и плохое действие
I.5. Нишкамья Карма Йога
I.6. Карма Йога – средство к знанию
I.7. Качества Карма Йога
I.8. Работа является поклонением
I.9. Йога уравновешенности
I.10. Уравновешенный разум
I.11. Работа без какой-либо мотивации
I.12. В Карма Йоге нет потери
I.13. Здоровье и Йога
I.14. Секрет Карма Йоги
Глава
II. Универсальные законы
II.1. Закон Кармы
II.2. Закон причины
II.3. Закон действия и результата действия
II.4. Закон компенсации
II.5. Закон возмездия
II.6. Закон сопротивления
Глава
III. Свадхарма
III.1. Что такое Свадхарма?
III.2. Обязанности человека
III.3. Три Гуны
III.4. Карма Индрии
III.5. Псевдо-Карма Йог
III.6. Митхьячара
III.7. Инструкции ученикам
Глава
IV. Карма и свобода
IV.1. Свободная воля
IV.2. Философия правильного и неправильного
IV.3. Что посеешь, то и пожнёшь
IV.4. Человек может перерасти окружение
IV.5. Человек является хозяином своей судьбы
IV.5.1.
Избранные отрывки
IV.6. Свободная воля против фатализма
Глава
V. Карма и перевоплощение
V.1. Карма
а. Классификация Кармы
б. Западная теория эволюции ошибочна
в. Кто эволюционирует?
г. Истинная эволюция
V.2. Законы реинкарнации
V.2.1. Реинкарнация абсолютно правильна
V.3. Законное и запрещённое действие (Видхи-Нишедха)
V.4. Три вида Кармы
V.5. Грех является лишь ошибкой
V.6. Секреты Кармы
V.7. Карма в философии Джайнизма
V.8. Пурушартха против Прарабдхи
V.9. Поведение
Глава
VI. Гирлянда Карма Йоги
VI.1. Четыре пути
VI.2. Живите согласно вашему идеалу
VI.3. Карма Ништха
VI.4. Преодоление Двандв
VI.5. Найшкармья (состояние бездействия)
VI.6. Медитация и действие
VI.7. Убейте желание
VI.9. Санньясины, пробуждайтесь!
VI.10. Практика Брахмачарьи
VI.10.1.
Урдхварета-Йогин
VI.11. Слава Брахмачарьи
VI.12. Практические инструкции
VI.13. Важность Брахмачарьи
VI.13.1.
Современное образование
VI.13.2. Обязанность учителей
VI.14. Мода: ужасное проклятие
VI.15. Контроль привычки курить
VI.16. Мясоедение
VI.17. Азартные игры
Глава
VII. Карма Йога в Гите
VII.1. Колесо вселенной
VII.2. Возможность для личного усилия
VII.3. Всё делает Пракрити
VII.4. Действие и бездействие
VII.5. Действие и деятель
VII.6. Самоподчинение
VII.7. Карма Йога лучше, чем отречение
Глава
VIII. Вдохновляющие истории
VIII.1. Тируваллувар
VIII.2. История Бании
VIII.3. Раджа Гопичанд
VIII.4. История Пандита
VIII.5. Весёлый муравей
VIII.6. Раджа Джанак
VIII.7. Идеальный Карма Джнана Йог
VIII.8. Высшее самопожертвование
VIII.9. История птицы
П.1. Специальные инструкции для Карма Йогов
П.2. Ману Смрити
П.3. Духовный дневник
П.4.
Выдержки из работы Шри Свами ШИВАНАНДЫ “САДХАНА”. Глава 13. Карма Йога Садхана
А. Служение является важным
Б. Карма может быть преобразована в Йогу
В. Результаты Садханы Карма Йоги
Глава II.
Универсальные законы
Каждый человек должен обладать исчерпывающим пониманием законов
Природы и их действия. Тогда он сможет спокойно и счастливо жить в этом мире.
Он сможет использовать силы, помогающие для служения своим целям наиболее
благоприятным образом. Он сможет нейтрализовать враждебные силы и
антагонистические влияния, препятствующие этому. Подобно тому, как рыба плывёт
против течения, точно так же он будет в состоянии идти против враждебных
течений, приспосабливая себя должным образом и защищая себя посредством подходящих
предупредительных методов. Иначе он превратится в раба. Он будет беспомощно
метаться то туда, то сюда под действием различных воздействий. Различные
враждебные силы тянут его в разных направлениях. Он плывёт подобно деревянной
доске по реке. Он всегда жалок и несчастлив, хотя обладает богатством и владеет
всем, что только может предложить ему мир.
Капитан парохода, у которого есть компас, кто обладает знанием о
море, знанием маршрутов движения и океанских течений, может плыть спокойно.
Иначе его пароход будет беспомощно дрейфовать туда-сюда и потерпит крушение,
будучи выброшенным на скалы, или натолкнувшись на айсберг. Подобным образом
мудрый моряк в океане этой жизни, обладающий детальным знанием законов Кармы и
Природы, может плыть спокойно и уверенно достичь цели жизни. Понимая законы
Природы, вы можете по собственному желанию сформировать или придать
определённый вид своему характеру. “О чём человек думает, тем он и становится”.
Это – один из величайших законов Природы. Думайте, что вы чисты, и вы станете
чистым. Думайте о том, что вы благородны, и вы станете благородным. Думайте о
том, что вы человек, и вы станете человеком. Думайте о том, что вы Брахман, и
вы станете Брахманом.
Станьте воплощением хорошей натуры. Всегда совершайте хорошие
действия. Служите, любите, дарите. Делайте людей счастливыми. Живите для того,
чтобы служить другим людям. Тогда вы пожнёте счастье. У вас будут благоприятные
обстоятельства или возможности и окружение. Если вы причиняете боль другим,
если вы скандалите, ведёте вредные разговоры, злословите за спиной, если вы
выдумщик, если вы эксплуатируете других, если вы приобретаете собственность
других грязными способами, если вы совершаете какие-то действия, которые могут
вызвать страдания у других людей, вы пожнёте страдания. Вы обретёте
неблагоприятные обстоятельства, условия и окружение. Это – закон Природы.
Подобно тому, как вы можете построить хороший или плохой характер возвышенным
или низменным мышлением, точно так же вы можете сформировать благоприятные или
неблагоприятные обстоятельства, совершая хорошие или плохие действия. Человек,
обладающий разборчивостью, всегда внимателен, бдителен и осторожен. Он всегда
тщательно наблюдает свои мысли. Он производит самоанализ. Он точно знает, что
происходит на его умственной лаборатории, какие Вритти (волнения) или Гуны
(качества Природы) преобладают в данный момент. Он никогда не позволяет
каким-либо вредным мыслям переступить порог своей мысленной фабрики. Он сразу,
в зародыше уничтожает их.
Когда его ум, подобно кобре, поднимает свой капюшон Вритти, он
берёт прут Вивеки (способность различать) и бьёт по капюшону. Подобно тому, как
солдат убивает своих врагов одного за другим с помощью меча, когда они входят в
крепость, точно так же человек, обладающий разборчивостью, убивает вредные
мысли своим мечом Вивеки, когда они пытаются войти в крепость ума. Таким
образом, он строит благородный характер. Он внимателен в своей речи. Он мало
говорит. Он говорит приятные, любящие слова. Он никогда не произносит
каких-либо неприятных слов, которые могут задеть чувства других людей. Он
практикует Маону (обет молчания). Он развивает терпимость, милосердие и
вселенскую любовь. Он говорит истину. Он контролирует Вак Индрии и импульсы
речи. Он использует взвешенные слова. Он пишет размеренными строками. Это
производит глубокое, основательное впечатление на умы людей. Он практикует
Ахимсу и Брахмачарью в мыслях, словах и делах. Он практикует Шаочу и Арджаву
(честность). Он старается поддерживать равновесие ума и всегда быть счастливым
и бодрым. Он поддерживает Шуддха Бхаву. Он старается выполнять три вида Тапаса
(физический, словесный и умственный) и контролирует свои действия. Он не может
совершить какое-либо вредное действие.
Тот, кто распространяет счастье, всегда обретает подобные
благоприятные обстоятельства, которые могут принести ему счастье. Тот, кто
доставляет страдания другим, несомненно, согласно закону Природы, обретёт
неблагоприятные обстоятельства, которые могут принести ему страдания и боль.
Следовательно, человек создаёт свой собственный характер и обстоятельства.
Плохой характер можно превратить в хороший характер с помощью хороших мыслей.
Неблагоприятные обстоятельства могут быть изменены в благоприятные с помощью
совершения хороших поступков. О Рам! Ты должен понимать законы Природы и стать
мудрым и счастливым.
Ваше рождение и окружение определяется согласно природе ваших
желаний. Прарабдха помещает вас в такие подходящие окружающие условия, которые
благоприятны для осуществления ваших желаний. Человек помещается в места, где
он может обрести объекты своего желания. Человек может родиться в Индии в одном
из рождений как бедный Брахмин. Если он желает стать мультимиллионером, он
может получить следующее рождение в Соединённых Штатах Америки. Предположим, в
Индии живёт бедный умный мальчик. У него огромное желание отправиться в Англию
и сдать экзамены в университет, но в этом рождении он не может осуществить
этого желания. Предположим также, что в Англии живёт богатая леди, у которой
нет сына, и она имеет огромное желание иметь умного ребёнка. В следующем
рождении бедный мальчик может родиться в Лондоне как сын богатой леди согласно
закону совпадения. Таким образом, будет удовлетворено его старое сильное
желание. Бог даёт подходящее окружение согласно природе желания человека для
его роста и эволюции.
Предположим, мальчик-пастух дал стакан воды напиться богатому
человеку, когда тот испытывал сильную жажду и не мог достать воды, находясь в
непроходимых джунглях. Этот мальчик может обрести рождение как сын этого богача
за совершённый хороший поступок. Но он может и не знать, что был пастухом в
предыдущем рождении. Человек обретает окружающую обстановку согласно природе
желаний. Желания помещают его в такие места, где могут быть обретены желанные
объекты. Это – закон Природы. Поддерживайте святые желания. Вы будете помещены
в святые окружения, такие, как Уттаракаши, Гималаи и Бенарес, где вы сможете
совершать Тапас, Садхану и медитацию среди святых людей, и сможете достичь
Самореализации. Поддержание несвятых желаний поместит вас в места, подобные Парижу
и Голливуду, где вы можете ходить в кино, рестораны, на танцы и так далее. Это
ваши желания выбирают: святым вам быть или несвятым. Если вы хотите быть
человеческим существом на улицах Парижа, выберите несвятое желание. Если вы
хотите сиять божественной славой и быть человеком-богом, выберите святое
желание.
Доктор философии и литературы М.Х.Сайд пишет в “Хинду Майнд”:
“Не существует ничего, что бы действовало более опустошительно в
практической жизни индусов, как неправильные представления о Законе Кармы,
вечном законе причины и следствия, который действует с безупречной точностью во
всех областях человеческой жизни. Говорят, что это мрачная доктрина и что она
способствует параличу человеческого усилия и закрывает источник для всякого
правильного действия. На популярном языке эта доктрина означает
предопределение, чистоту и простоту. Считается, что человек является созданием
своих прошлых действий и что вся его настоящая жизнь с её деятельностью,
радостями, печалями, страданием и удовольствием, успехом и неудачей, обретением
и потерей предопределена его прошлыми делами, над которыми он не имеет
контроля. Следовательно, он должен безропотно покоряться и не тратить напрасно
время для улучшения себя и своей судьбы либо судьбы соседей.
В этом заключается лишь элемент истины. Иными словами, это лишь
часть истины, которую поняли и которой следуют. До тех пор, пока не будет
понята вся истина в отношении этой доктрины, она всегда будет являться
источником заблуждения и источником большого вреда. Если индийский народ
собирается выйти из настоящего состояния деградации и сбросить оковы своего
рабства, то, как раз пришло время, чтобы индийцы постарались ясно понять
истинное значение и философию действия, а также господство закона Кармы, с
помощью которого эволюционирует вся человеческая раса.
Действительно, способности человека непосредственно вытекают из
его собственных мыслей и действий в прошлом. Его доступные пониманию качества,
его физическое наследство, его моральные и умственные инстинкты и способности
являются результатом его собственных мыслей и чувств в его предыдущих
рождениях. Фермер пожинает богатый урожай только тогда, когда он долгое время
работал на своём поле. До тех пор, пока он не побеспокоится о земле, о посеве
семян, о воде и об удобрении почвы, он не будет находиться в положении, когда
можно наслаждаться плодами этого тяжёлого труда. То, что он посеет сегодня, то
он и пожнёт завтра. Это – незыблемый закон, содержащийся во всём без
исключения. Скажем, человеческая способность проявлять новое усилие и
действовать в новом направлении парализована или обречена прошлыми действиями
как тщетными и неосновательными. Как, скажем, из-за того, что человек посеял
вчера, он не может посеять новый урожай в новую землю сегодня. Фактически,
свободная воля никогда не может быть задушена или задохнуться каким-то прошлым
действием. Важно помнить, что человек не может достичь всего того, что он
хочет, сразу и без промедления. Добрый закон расплачивается с каждым человеком
согласно его потребности в должное время. Закон идёт своим собственным путём.
Результаты прошлых действий, мыслей и чувств кажутся нам результатами причин,
которые возникли из нашего собственного выбора. Подобным образом мы одинаково
свободны и раскованны в выборе образа действия, который обеспечит получение
плодов в должное время. Человек связан прошлыми долгами, которые он навлёк на
себя, или договорами, которые он заключил. Как только он расплатится по своим
обязательствам, он сразу станет более свободным в выборе, брать ли на себя
новый долг или нет. Он не обладает контролем над неизбежным, и если закон
должен быть оправдан, он не имеет резона для того, чтобы жаловаться на него. У
него всегда открыта возможность придать форму Карме, которая находится в
процессе становления, таким способом, каким он пожелает. Под охраной
неизменного закона причины и следствия человек может спокойно продолжать
осуществление того, что он желает осуществить. Рано или поздно он, безусловно,
преуспеет в своих правильно направляемых усилиях. В Природе ничто не теряется.
И вновь, как говорил Бэкон: “Природа побеждается с помощью повиновения”. Под
Природой он имел в виду естественные законы.
Как только мы поймём закон, который управляет нашей жизнью и
действием, мы будем в состоянии действовать таким образом, чтобы заставить этот
закон быть нашим союзником и помощником, нежели противником. До тех пор, пока
условия, заложенные законом, тщательно осуществляются и соблюдаются, мы имеем
полную уверенность в нашем успехе в любом направлении.
Следует ясно различать три аспекта закона Кармы.
Первый – это Санчита Карма, сумма и сокровищница всех наших
действий, хороших или плохих, из бесчисленных прошлых жизней, которые мы
пережили с того момента, когда мы начали различать правильное и неправильное и,
таким образом, начали действовать с собственной ответственностью и по нашей
собственной инициативе. Всё это записано и сохранено; как может быть иначе,
когда мы живём под господством незыблемого закона?
Второй аспект – это Прарабдха, неизбежная Карма, – это та часть
нашей Кармы, которая предназначена нам быть отработанной в одной жизни в
отношении к людям и предметам, с которыми мы встречались и имели опыт в
предыдущих жизнях. Этот аспект называется “спелой Кармой”, поскольку это долг,
который просрочен, и за него должно быть заплачено в форме печали и страдания,
обретения и потери - за самую крошечную мелочь, хотим мы этого или нет.
Третья форма – это Крияман, это Карма, которая находится в
процессе становления. Это то, что сохраняет нашу свободную волю с определёнными
ограничениями и обеспечивает наш будущий успех. Поскольку человек создан по
образу Бога и разделяет божественную жизнь, он свободен действовать таким
образом, каким он пожелает. С помощью добродетели такого же принципа, всё, что
человек сильно ни пожелает, он, безусловно, осуществит по прошествии времени.
Как говорит Благословенный Бог Шри Кришна:
“Совершай правильные действия; действие выше, чем бездействие, в
бездействии даже поддержание тела становится невозможным”.
Всё, что является истиной в отношении индивидуума, также правильно
в отношении нации, поскольку индивидуумы составляют нацию. “То, что в малом, то
и в большом” – говорил древний Гермес.
Фактически в Природе коллективная Карма расы или нации подобна
индивидуальной. Те же принципы лежат в основе Кармических законов и применяются
без особых различий к национальной и коллективной Карме. Нации возникают и
увядают, империи расцветают и распадаются на том же основании. Мудрые головы
нации не должны пренебрегать господствующей властью этого закона.
Пребывая в пучине национального бедствия, следует хорошенько
запомнить, что ничто не может прийти к нам, если мы не заслужили это. Мы не
обладаем способностью непосредственно видеть причину катастрофы, но из этого не
вытекает, что она имеет место без достаточной причины.
На протяжении последнего тысячелетия и прежде множество
душераздирающих и унижающих событий произошло на земле Матушки-Индии, опустошая
всю страну, грабя её сыновей, отнимая их драгоценности и даже ещё более ценное
– жизнь.
События настоящего времени ещё слишком свежи в наших воспоминаниях
и не требуют особого напоминания. Разве эти опаляющие душу инциденты и
катаклизмы имели место без какого-то повода или причины? Нет. Ничто не может
произойти вне сферы законов. В нашем невежестве мы неспособны проследить
непосредственную причину с определённостью, уверенностью, и точностью. Но не
должно быть и тени сомнения в том, что ничто не может случиться незаслуженно
для нас или для нашей страны.
Наша собственная апатия, безразличие, отсутствие патриотизма,
общинные и кастовые разногласия, взаимная ненависть, подозрения и споры были
основной причиной нашей прошлой и настоящей деградации.
Поскольку наша коллективная Карма навлекла на нас гнев
божественного правосудия, порыв возмездия тесно связан с пробуждением наших
вредных действий. Мы по заслугам страдали и дорого за них заплатили. Но мы в
состоянии вновь напрячь нашу коллективную волю, направить её в правильном
направлении и научиться быть мудрыми и осмотрительными в свете нашего прошлого
горького опыта и унижения. С течением времени мы вновь увидим падение рабства,
и вновь станем свободными и такими же великими, как были наши предки".
Весь феномен Природы управляется одним важным законом – универсальным
законом причинности, который известен также как закон Кармы. Закон причинности
является универсальным законом, который поддерживает внутреннюю гармонию и
логический порядок Вселенной. Человеческие дела также являются субъектом этого
закона, так же как и события и случаи в этом физическом плане. Карма является
Санскритским термином, который происходит от корня “Кри”, означающего
“действовать”, и означает “действие” или “дело”. Любое физическое или
умственное действие является Кармой. Мысль также является Кармой. Реакция,
которая сопровождает действие, является Кармой. Карма – это широкое понятие.
Притяжение, отталкивание, гравитация, дыхание, разговор, гуляние или хождение,
видение, слышание, употребление пищи, восприятие, повеление, желание, мышление
– всё это является действиями тела, ума и чувств. Всё это является Кармой.
Карма включает как причину, так и следствие.
Все остальные законы Природы подчинены этому основному закону.
Светит Солнце, горит огонь, текут реки, дует ветер, деревья расцветают и
плодоносят, ум думает, чувствует и повелевает, мозг и различные органы, такие,
как сердце, лёгкие, селезёнка и почки, работают в гармонии и в строгом
подчинении этому великому закону причины и следствия. Этот великий закон
действует всюду – на физическом и ментальном планах. Не существует феномена,
который бы ускользал от действия этого могущественного закона.
Семя обнаруживает свою причину в дереве и, в свою очередь,
становится причиной дерева. Взрослый отец порождает сына, и сын, в свою
очередь, становится отцом. Причина обнаруживается в следствии, и следствие
обнаруживается в причине. Следствие подобно причине. Это является универсальной
цепью причины и следствия, которая не имеет конца. Нет необходимости в
соединении цепи. Этот мир живёт на основании этого фундаментального жизненно
важного закона. Этот закон является непреклонным и незыблемым.
Учёные тщательно изучают феномен Природы и пытаются обнаружить
точные причины всего, что имеет место в Природе. Астроном сидит в своей
обсерватории с гигантским, мощным телескопом, наблюдая картину звёздного неба и
очень тщательно изучая звёзды и планеты. Он пытается найти точную причину того,
что вызывает этот феномен. Размышляющий философ сидит в созерцательном
настроении и пытается обнаружить причину этого мира, причину страданий и
несчастий этой Самсары, а также причину феномена этого рождения и смерти.
Ни одно событие не может произойти без позитивной, определённой
причины, стоящей за ним. Разразившаяся война, полёт кометы, возникновение
землетрясения или извержение вулкана, гром, молния, наводнение, болезни тела,
удача и неудача – за всем этим стоят определённые причины.
Если у вас вскочил карбункул или вы сломали ногу или руку,
очевидно, что это возникает благодаря определённой плохой Карме в предшествующем
рождении. Плохая Карма стала причиной, а карбункул или перелом является
следствием. Если вы обладаете определённой удачей в этом рождении, то это
благодаря хорошим действиям, которые вы, должно быть, совершали в своём
предыдущем рождении.
Не существует такого понятия, как случай или случайность. Если вы
неспособны проследить причину отдельного случая, причина скрыта или неизвестна.
Этот закон причины и следствия совершенно таинственен. Поэтому Бог Кришна
говорит:
“Таинственным является путь действия”
(“Гахана кармано гайтих”).
Если ваш ограниченный разум неспособен обнаружить причину
несчастного случая или другого происшествия, это не означает, что за этим не
стоит причина.
Все физические и умственные силы в природе повинуются этому
великому закону причины и следствия. Закон и Законодатель едины. Закон и Бог –
едины. Природа и её законы едины. Законы гравитации, отталкивания, сцепления и
отталкивания, притяжения и отталкивания, закон любви и ненависти на физическом
плане, законы относительности и единства, закон ассоциации на умственном плане
– все они действуют в строгом соответствии с законом причины и следствия. От
вибрации электрона до вращения могущественной планеты, от падения манго на
землю до мощного повеления Йога, от движения бегуна в лёгкой атлетике до
движения радиоволн в тонком эфире, от передачи телеграфного послания до
телепатической связи Йога в мире мыслей – каждое событие является следствием
определённой невидимой силы, которая действует в полном согласии и гармонии с
законом причины и следствия.
Тщательное изучение этого закона даёт поддержку человеку, который
потерял надежду, находится в отчаянии и страдании. Судьба создаётся мыслями,
привычками и характером человека. Существует возможность его исправления и
улучшения изменением его мыслей и привычек. Подлец может стать святым,
проститутка может стать строгой женщиной, нищий может стать королём. Всё это
обеспечивает этот могущественный закон. Только Законом Кармы можно объяснить
красоту неравенства этого мира: почему один человек богатый, другой бедный,
почему один безнравственный, а другой святой, почему один очень тупой, а другой
гений или всесторонне развитая личность, почему один родился слабым, а другой
сильным и здоровым и так далее. Как вы можете объяснить эти неравенства? Всё
это является Кармой. Бог никогда не может быть несправедливым или пристрастным.
Этот мир является относительным планом. Он состоит из добра, зла и
смеси добра и зла. Поэтому Бог Кришна говорит в Гите:
“Добро, зло и их смешение – тройственны. Это будущий плод действия
для несдающегося.” (Гита, гл.8, Шлока 12)
(“Аништамиштам мишрам ча тривидхам карманах пхалам.”)
В этом мире не существует абсолютное добро или абсолютное зло. То,
что даёт вам удобство и удовольствие, то, что полезно вам, миру и вашему
окружению, является добром. То, что даёт вам неудобства, вызывает
обеспокоенность, страдания и несчастье, то, что не полезно миру и вашему
окружению, является злом. То, что даёт страдания и боль одним и доставляет
удовольствие другим, является смесью добра и зла.
Каждое действие, которое вы совершаете, производит двойственный
эффект. Оно производит впечатление на ваш ум, и когда вы умираете, вы
переносите Самскару в Кармашаю, или во вместилище действий в своём
подсознательном уме. Мир производит впечатление или оставляет запись в Акаше.
Любое действие отражается и воздействует на вас с равной силой и эффектом. Если
вы вредите другому человеку, вы в действительности вредите себе. Это
неправильное действие отражается и воздействует на вас и наносит вам вред. Оно
принесёт страдания и боль. Если вы делаете другому человеку хорошее, вы в
действительности помогаете себе. В действительности вы совершаете добро для
себя, поскольку не существует ничего, кроме Души. Это добродетельное
воздействие отразится на вас с равной силой и эффектом. Оно принесёт вам
радость и счастье. Поэтому мудрецы и Риши, провидцы и добродетельные люди в
один голос говорят:
“Возлюби ближнего своего, как себя самого. Никогда не рань чувства
других. Ахимса Парамо Дхарма – непричинение вреда является высшей добродетелью.
Делай добро всем. Обращайся с другими так, как ты хотел, чтобы обращались с
тобой”.
Тот, кто правильно понимает этот закон, никогда не будет причинять
какой-либо вред кому бы то ни было. Он станет воплощением добродетели.
Если вы совершаете плохое действие против индивидуума, это
приносит беспокойство всей атмосфере. Если вы питаете злую мысль, она
загрязняет весь мир мысли. Поэтому оккультисты говорят:
“Развивайте добрые мысли. Уничтожайте злые мысли”.
За каждой мыслью стоит причина. Каждое действие, каждая мысль,
какой бы обыденной и незначительной она ни была, прямо или опосредованно
воздействует на весь мир. Та благородная душа, которая всегда делает добро миру
и поддерживает возвышенные мысли, является благословением для всего мира. Она
очищает весь мир.
Предположим на минуту, что вы написали в газете какую-то
сенсационную статью. Она вызывает эмоции и чувства читателей. Они начинают
что-то делать против Правительства. Возникает серьёзный беспорядок. Приводятся
в действие полицейские силы. Многих людей убивают. Создаётся множество новых
законов для того, чтобы оказать сопротивление и подавить беспорядки. Родители
тех, кто был убит, страдают. Этот беспорядок оказывает воздействие на умы людей
и в других частях мира. Фактически весь мир поражён одним событием. Одна
сенсационная статья привела к таким губительным последствиям. Одно событие
может одновременно быть как причиной, так и следствием. Бесконечные цепочки
причины и следствия возникают повсюду. Вы не можете сказать, что эта связь
бесполезна или в ней нет необходимости.
Теперь у вас есть всестороннее понимание этого великого закона
причины и следствия. Вы можете изменить свои мысли, привычки и сформировать
новый характер. Вы можете стать праведным человеком и святым, совершая
добродетельные действия и поддерживая благородные и божественные мысли. Когда
вы достигнете знания Души, когда вы уничтожите этот малый ум, когда вы
переступите пределы трёх Гун и трёх Авастх, вы сможете обрести покой в своей
собственной Сварупе. Вы можете стать идентичным с Законодателем, и тогда закон
причины и следствия не будет действовать на вас. Вы можете завоевать Природу.
Пусть этот невидимый Законодатель, Брахман, управляет вами для достижения
конечного блаженства жизни!
II.3.
Закон действия и результата действия
Великий закон причинности включает закон действия и отражения,
закон компенсации и закон возмездия. Все эти законы идут под одним общим,
всеобъемлющим названием – Закон Кармы. Если имеет место действие, должно быть и
отражение. Отражение будет равно по силе воздействия, и будет иметь ту же
природу. Недавняя мировая война привела к ужасным последствиям. Пришла в упадок
торговля. В стране исчез покой. Люди стали несчастными. Сократился денежный
рынок. Было потеряно множество жизней. Просто смерть короля приводит к
немедленной сильной реакции. Каждая мысль, желание, воображение и чувство
вызывает реакцию. Добродетель приносит своё собственное вознаграждение. Порок
приносит своё собственное наказание. Это – работа закона отражения. Если я
излучаю радость другим, если я облегчаю страдания других, несомненно, я обрету
радость. Это – закон отражения. Если я причиню вред другому человеку, если я
принесу страдания и боль другому, в ответ я получу страдания и боль. Бог
никогда не наказывает злых людей и не награждает добродетельных. Это их
собственные Кармы дают вознаграждение и страдание. Это – закон действия и
отражения, который приносит определённые плоды. Никого не следует обвинять.
Закон действует всюду с безупречной чёткостью и научной точностью. Закон
действия и отражения действует как на физическом, так и на ментальном планах.
Теннисный мяч ударяется о землю и подскакивает с одинаковой силой.
Это – закон действия и отражения. Если я бью по подушке, подушка воздействует
на меня с такой же силой. Это – закон действия и отражения. Если я говорю слова
любви кому-либо, этот человек возвращает чувство любви, и также говорит мне
приятные слова. Это – закон действия и отражения.
Почему один человек ведёт себя грубо? Почему другой человек учтив,
вежлив и предупредителен? Почему один человек обладает хорошим, высокоморальным
характером? Почему другой обладает вредным характером? Почему один человек
обладает крепким здоровьем, силой и жизнеспособностью? Почему другой человек
слаб и несчастен или жалок? Почему один человек весел и радостен, а другой -
подавлен и грустен? Эти вещи легко можно объяснить законом действия и
отражения. Никого не следует обвинять. Это наша собственная Карма приносит
радость, страдание, удовольствие, боль, обретение, потерю, успех и поражение.
Каждый из нас управляется законом действия и отражения. Характер индивидуума
является субъектом закона действия и отражения. Каждый характер или личность
является общим результатом или коллективным итогом предшествующего умственного
действия. Меняются мысли, меняются привычки, характер также меняется. Наш
нынешний характер является порождением нашего прошлого, и наше будущее будет
сформировано нашими настоящими действиями. Человек создаёт свой собственный
характер и судьбу. Он может создать и разрушить свои мысли, привычки, характер
и судьбу. Закон действия и отражения работает всюду.
Тот, кто хорошо понимает этот великий закон действия и отражения,
никогда не будет совершать какого-либо плохого действия, поскольку он знает,
что ответ отразится на нём и принесёт страдание и боль. Он всегда будет
совершать добродетельные поступки, поскольку они принесут мир, радость, силу и
неомрачённое счастье. Дорогие друзья! Поймите этот закон. Никогда не нарушайте
его. Действуйте согласно этому закону и пребывайте в мире. Пусть этот
молчаливый Законодатель, который спрятал Себя за этими названиями и формами,
управляет вами во всех ваших мыслях, речах и действиях! Слава закону и
Законодателю!
Закон компенсации действует всюду в феномене Природы. Семя разрушается,
и из семени появляется дерево. Дерево возникает в соответствии с законом
компенсации. Топливо сгорает и разрушается. Но в связи с законом компенсации
возникает тепло. И многие виды пищи можно приготовить на огне благодаря теплу.
Если в Безваде имеет место необыкновенная жара, на горе Кайлас или Уттаракаши в
Гималаях имеет место необыкновенный холод. Это – закон компенсации. Если в
каком-то месте живут 10 подлецов, для того, чтобы была компенсация, должны
существовать две Саттвические души. Если в Пури происходит прилив, в Вальтайре
имеет место отлив. Это – закон компенсации. Если в Индии день, в Америке –
ночь. Мир следует за войной, и наоборот. Вода становится паром, и пар приводит
в движение двигатель. Серная кислота в батарее потребляется, но возникает
электричество для лампочки. Вы получаете свет. Это – закон компенсации. Закон
компенсации действует также и в ментальном плане.
Каждое следствие имеет причину. Каждое последующее имеет
предшествующее. Должно быть совершенное равновесие между причиной и следствием,
между предшествующим и последующим. Закон компенсации поддерживает равновесие и
устанавливает мир, согласие, равновесие, гармонию и справедливость в Природе.
Подумайте, как следует. Подумайте и поразмышляйте. Вы заметите, что этот закон
компенсации прекрасно действует всюду в феномене Природы. Он непреклонен и
неумолим. Никто не может игнорировать этот незыблемый и неотразимый закон. Если
вы совершаете плохой поступок, вы пожнёте плохие результаты в качестве
компенсации.
Иногда человек жалуется: “Бог несправедлив. Я всегда говорю
правду. Я никогда никому не причиняю зла. Я всегда служу человечеству. И, тем
не менее, я страдаю таким ужасным заболеванием, как астма”. Это – неправильно и
неразумно так рассуждать. Вы всегда должны связывать следствие и причину. Всё,
от чего вы страдаете, может показаться вам несправедливым. Вы можете думать,
что вовсе не заслужили этого. Но если вы попытаетесь обнаружить причину этого
страдания, вы, несомненно, найдёте его совершенно правильным, справедливым и
просто компенсацией. Вы будете удовлетворены. Просто попытайтесь сделать это в
нескольких случаях. Тогда в вас не останется места для жалоб или прискорбия. Вы
поймёте прекрасное действие закона компенсации. Дела нашей жизни очень
запутанны и сложны, поэтому нам трудно проследить причину настоящего страдания.
Хотя мы неспособны проследить причину, хотя мы неспособны понять действие
закона, тем не менее, причина есть. Наш интеллект настолько слаб, что он
неспособен охватить предшествующее или причину страдания или события.
Человек может пожинать плоды компенсации за свои действия в этой
жизни или в следующей. Если мы отрицаем предшествующее существование или
повторное рождение и приходим к выводу о том, что жизнь начинается лишь с этим
рождением и полностью прекращается со смертью тела и что ничего больше не
существует, тогда не будет компенсации для добродетельного человека, который
совершал благородные поступки, и для негодяя, который совершал преступления.
Связь причины и следствия, предшествующего и последующего будет разорвана.
Тогда всюду воцарится ужасная несправедливость. Этого не может быть. Если вы
свяжете вашу настоящую жизнь с прошлой и с будущей жизнями и со справедливостью
настоящей жизни с точки зрения вечной жизни, тогда будет иметь место
совершенная справедливость. Тогда будет иметь место совершенная компенсация.
Ваша настоящая жизнь имеет непосредственную связь с прошлым и
будущим. Имеет место совершенная непрерывность жизни на протяжении всего
времени, хотя вы принимаете несколько тел. Существует общая связующая нить,
которая пронизывает жизнь души в бесчисленных рождениях. Жизнь индивидуальной
души (Дживатмы) состоит из бесчисленных земных жизней. Между прошлым, настоящим
и будущим существует сокровенная связь, и закон компенсации действует с совершенной
справедливостью и гармонией. Физическое тело может меняться, но события и закон
компенсации продолжают действовать. Подобно тому, как в повседневной жизни
человека существует связь вчерашней жизни и жизни завтрашней, точно так же один
период земной жизни имеет тесные отношения с предыдущими и последующими
жизнями. Только тогда будет иметь место абсолютная справедливость и
компенсация.
Если вы будете рассматривать индивидуальную жизнь как
изолированное событие, которое начинается с рождением физического тела и
ограничено его смертью, вы не сможете найти какого-либо правильного объяснения
или решения жизненным делам. Вы будете ощупью двигаться в темноте и потеряете
надежду. Если добродетельный человек, который не совершал какого-либо зла в
этом рождении, страдает, - это из-за того, что он совершал плохие поступки в
своём предыдущем рождении. Он получит компенсацию в своём следующем рождении.
Если плохой человек, который совершает много плохих поступков, очевидно для
всех наслаждается в этом рождении, это благодаря некой хорошей Карме, которую
он, должно быть, совершил в своём предыдущем рождении. Он получит компенсацию в
своём следующем рождении. Он будет пожинать плоды своих плохих поступков в
своём следующем рождении. Он будет страдать в следующем рождении. Закон
компенсации безжалостен и неумолим.
Ваша настоящая жизнь – ничто по сравнению с целостной жизнью Души.
Она мгновенна. Это просто фрагмент. Когда вы захотите отыскать причину или
предшествующее чему-либо, вы должны будете глубоко погрузиться в дела вечной
жизни Души. Только тогда будет иметь место совершенное равновесие между
причиной и следствием, между предшествующим и последующим. Вы должны судить с
высокой точки зрения вечной жизни Души. Закон компенсации охватывает широкую
сферу всей жизни Души. Жизнь не прекращается с разрушением этого физического
тела. Существует реинкарнация. Существовали также бесчисленные предшествующие
жизни. Вы должны принять во внимание широкий взгляд на жизнь Души. Только тогда
ситуация прояснится. Тогда вы найдёте совершенное, удовлетворительное решение
для всех запутанных и сложных жизненных дел. Тогда не останется места для
ворчания, горестного сетования или недоразумения.
Каждый плохой поступок или преступление приносит своё собственное
наказание в соответствии с законом возмездия. Закон причинности, закон действия
и отражения, закон компенсации и закон возмездия – все они действуют вместе.
Тот, кто грабит другого, грабит себя. Тот, кто вредит другому, прежде всего,
вредит себе. Тот, кто обманывает другого, прежде всего, обманывает себя. Каждый
плохой поступок вначале вызывает наказание во внутренней природе или душе, и
внешне - в обстоятельствах в форме боли, страдания, потери, неудачи, несчастья,
болезни и т.д.
Человек невежествен. Он управляется импульсами, гневом, страстью,
привязанностью, гордостью и отвращением. Он совершает разного рода плохие
поступки. Его интеллект становится извращённым. Он теряет свою память. Его
понимание затемнено эгоизмом и жадностью. Он не знает, что он в действительности
творит. Позже он раскаивается. Необходима дисциплина Индрий (чувств). Он должен
помнить о законе причинности, о законе действия и отражения, о законе возмездия
на каждом шагу, каждое мгновение своей повседневной жизни. Он должен
контролировать свои эмоции и импульсы посредством практики Пранаямы (Свара
Йоги) и медитации. Только тогда он не совершит какого-либо плохого поступка.
Помните, что Бог не является ни пристрастным, ни несправедливым.
Вы страдаете из-за своих собственных плохих действий. Посейте семена, которые
принесут приятные плоды и которые сделают вас счастливым здесь и в последствии.
Не сейте семян, которые принесут неприятные плоды и которые сделают вас жалким
и несчастным в этой жизни и в последующей. Будьте осмотрительны в совершении своих
повседневных обязанностей. Наблюдайте за каждой мыслью, словом и действием.
Следуйте к корню и вначале очистите мысли. Молитва, Джапа, медитация и изучение
философских книг, чистая пища, Вичара и Сатсанг очистят ваш ум и искоренят
низкие и грязные мысли. Соблюдайте обет молчания, тогда вы будете в состоянии
контролировать свою речь. Практикуйте Яму и Нияму, Ахимсу, Сатью, Астею,
Брахмачарью и Апариграху. Развивайте Саттвические качества. Постепенно
искореняйте отрицательные качества. С помощью этих практик вы не будете в
состоянии делать какие-то плохие действия. Сила Саттвических привычек будет
побуждать вас совершать лишь добродетельные поступки.
Ортодоксальные христиане и теологи считают, что Бог принимает
решение и определяет судьбу человека до его рождения. Это нелогично и
неразумно. Эта гипотеза не выдерживает критики из-за своей нездоровой природы.
Получается, что человек становится подобным соломинке, которую ветер мотает
туда-сюда. Он не обладает независимостью и свободой. Это делает Бога пристрастным,
несправедливым и капризным. Разрушается моральная ответственность и свобода
человека. Человек становится подобным узнику в тюремной камере, чьи руки и ноги
окованы цепями. Почему Бог делает одного счастливым, а другого несчастливым?
Неужели Он такой капризный и экстравагантный? Почему кто-то должен получить Его
милость до того, как он рождён? Неужели Бог настолько предубеждённый? Если Бог
всемилостив, почему бы Ему ни сделать всех одинаково благородными,
добродетельными, счастливыми, хорошими, высокоморальными и духовными? Почему
кто-то рождается слепым? Почему грешник должен отвечать за свои действия, если
ему предопределено грешить? Почему он должен страдать благодаря прихоти такого
Творца? Вопросы такого рода загоняют в тупик, если вы принимаете теорию
“предопределённости и Милости”. Один лишь закон Кармы даст удовлетворение. Он
основателен. Он взывает к разуму. Он проясняет вопрос. Каждый может пожинать
плоды своих собственных действий. Человек может создать и разрушить свою судьбу
с помощью своих собственных мыслей и характера. Он является свободно
действующей силой. Он может быть плохим человеком в этом рождении, но он может
изменить свои мысли, привычки, наклонности и характер и может стать хорошим
человеком или святым в следующем рождении. Он обладает свободной волей. Он на
каждом шагу может выбирать между двумя альтернативами. Теория
“предопределённости и Милости” не может быть принята. Она не выдерживает
критики из-за необоснованности и несостоятельности.
Только закон Кармы может объяснить таинственную проблему добра и
зла в этом мире. Только закон Кармы может дать утешение, удовлетворение и силу
поражённым и отчаявшимся. Он помогает понять наши трудности и проблемы в жизни.
Он даёт поддержку безнадёжным и покинутым. Он толкает человека к правильному
мышлению, правильной речи и правильному действию. Он ведёт к блестящему
будущему человека, который живёт согласно этому универсальному закону. Если бы
все люди правильно понимали этот закон и внимательно выполняли свои
повседневные обязанности, они бы поднялись на бескрайние высоты по лестнице
духовности. Они были бы высокоморальными и добродетельными и жили бы
счастливой, мирной и удовлетворённой жизнью. Они могли бы вынести ношу Самсары
с помощью терпения, выдержки и силы ума. Не было бы места для жалоб, при виде
неравенства в рождении, судьбе, разуме и способностях. Тогда на Земле воцарился
бы рай. Все бы радовались даже в страдании. Исчезли бы жадность, ревность,
ненависть, гнев и страсть. Добродетель осуществляла бы верховное правление
повсюду. Мы бы имели славную Сатья Югу с миром и изобилием повсюду. Благословен
тот человек, который понимает и живёт по закону, поскольку он скоро достигнет
Божественного сознания и станет единым с Законодателем. Тогда закон больше не
будет воздействовать на него.
Если вы едите манго, если вы совершаете какого-либо вида работу,
это производит впечатление в подсознательном уме или Читте. Это впечатление
называется Самскара, или тенденция, наклонность. Всё, что вы видите, слышите,
чувствуете, обоняете или вкушаете, вызывает Самскары. Действия – дыхание,
мышление, ощущение и повеление создают впечатления. Эти впечатления
неразрушимы. Они могут быть сожжены полностью только посредством Асампраджнята
Самадхи. Человек является связкой Самскар. Ум является связкой впечатлений.
Именно эти Самскары вновь и вновь приводят человека на этот физический план.
Они являются причиной повторных рождений. Эти Самскары принимают форму очень
больших волн из-за воспоминаний, внутренних или внешних стимулов. Итогом этих
впечатлений является характер человека. Если вы совершаете добродетельные
поступки, Читта будет содержать хорошие впечатления, и вы будете обладать
хорошим, добрым характером. Если вы совершаете вредные поступки, в
подсознательном уме будут откладываться вредные впечатления, и у вас будет
плохой характер. Хорошие Самскары побуждают человека совершать хорошие
поступки, и наоборот. Если вы обладаете великим ценным качеством – хорошими
Самскарами, вы вообще не будете совершать каких-либо плохих действий. У вас
установится хороший характер. Мара, или Сатана, не сможет влиять на вас.
Действия создают Самскары, или впечатления, или потенции.
Впечатления соединяются вместе посредством повторения и образуют привычки.
Тенденции развиваются в привычки и характер. Итогом тенденций человека является
его характер. Кармы создают характер, и характер создаёт волю. Если характер
чистый и сильный, воля также будет чистой и сильной, и наоборот.
Говорят, что привычка – это вторая натура. Я всегда говорю, что
привычка является всей натурой. Контроль привычек является контролем натуры.
Старые вредные привычки могут быть заменены здоровыми и желанными привычками с
помощью силы чистой непреодолимой воли. Слабый, бессильный человек является
рабом привычек. Он всегда воображает, что привычки являются врождёнными и что
они не могут быть изменены в течение жизни. Это заблуждение. Если вы хотите
изменить старые, болезненные, вредные привычки и установить новые, здоровые и
полезные привычки, вы должны упорно бороться. Старые привычки будут стараться
вернуться, будут сопротивляться, упорствовать и повторяться. Будет происходить
внутренняя борьба между старыми и новыми Самскарами, между старыми и новыми
привычками. Вы должны быть очень бдительным, внимательным и осторожным. Вы
должны быть таким же внимательным, как солдат, который стоит на посту и
охраняет военный склад. Старая привычка отстаивает себя и говорит: “О, друг! Ты
дал мне место в своём теле и уме в течение долгих двадцати лет. Ты наслаждался
некоторыми вещами благодаря мне. Почему ты стараешься избавиться от меня
теперь? Ты очень жесток. У меня есть все права и привилегии от Природы, моей
доброй матери, чтобы остаться здесь. Майя действует только через меня. Весь мир
действует только через привычки. Посредством силы привычки человек цепляется за
чай, кофе, алкоголь, табак, курение, кино, романы и азартные игры. Весь мир
может быть превращён в пыль ни для кого иного, как для меня. Лила Господа
остановится без моего присутствия в твоём теле. Я не покину своего места в
твоём теле”.
В этом состоит закон сопротивления. Если человек, который пытается
искоренить вредную привычку, невнимателен, старая привычка вернётся вновь.
Вначале она может возвращаться чаще и оставаться долгое время. Либо она может
возвращаться реже и оставаться короткое время. Но вы обретёте силу, и
постепенно она будет полностью уничтожена, и новые, полезные привычки, в конце
концов, обретут главенствующую власть.
Если новая, здоровая привычка привлекается ещё раз, если вы
делаете хотя бы одну попытку взрастить, посадить в почву новую, хорошую
привычку, постепенно вырастет хорошая привычка. Она также утвердит себя в
обретении места в теле и уме. Она сама будет действовать до тех пор, пока не
обретёт совершенного успеха, и пока не победит старую, вредную привычку. Это
ещё один закон Природы. В Природе всегда имеет место двойная жизнь: Асурическая
и Дэвическая (Демоническая и Божественная). В теле и уме постоянно происходит
борьба между Асурами и Дэвами. Если вы очень упорно сражаетесь, новые полезные
привычки быстро утвердятся. Вы достигнете быстрого прогресса на духовном пути.
Чистая, сильная, непреодолимая воля, в конце концов, приведёт к успеху. Она
может сделать всё. Её силы неописуемы и замечательны.
Шри Свами ШИВАНАНДА. Практика Карма Йоги. (Глава 2).
Перевод: А.П.ОЧАПОВСКИЙ. - Уфа, 2001.