ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА   ОГЛАВЛЕНИЕ     ВСЯ КНИГА    главная страница

 

Свами Сатьянанда Сарасвати

крия Йога

БИНДУ

КРАТКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

НЕМНОГО О ПОНЯТИИ ЭВОЛЮЦИИ

СИЛА, ЗАКЛЮЧЕННАЯ В МЕЛЬЧАЙШЕЙ ЧАСТИЦЕ

БИНДУ И СЕКС

БИНДУ, ВИШУДХИ ЧАКРА И АМРИТА

БИНДУ И КОНЦЕНТРАЦИЯ УМА

БИНДУ И САДХАНА НАДА-ЙОГИ

СИМВОЛИЗМ

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ БИНДУ В КРИЯ ЙОГЕ

Практика для уяснения местоположения точки бинду

ПОНИМАНИЕ БИНДУ

 

Перевод с английского языка – Андреев С.В.

 Web-редакция:
Александр ОЧАПОВСКИЙ

Web-site: http://www.bashedu.ru/yoga/

E-mail: OchapovskyAP@ic.bashedu.ru

Уфа, 2002

 

БИНДУ

Наиболее тонкой чакрой является аджна. Но, кроме аджны, еще более тонкой является бинду. Бинду — это не чакра. Чакры увязываются со структурой человеческой пси­хики. Бинду же — это тонкий центр, из которого эта струк­тура вырастает.

Бинду — это первоначальный источник, из которого про­являют себя чакры. Чакры находятся в области сознания и связаны с сознанием, бинду же находится вне сознания.

Разговор о бинду может показаться абстрактно-фило­софским, не применяйся бинду реально в работе с праной в различных частях тантра-йоги и в других мистических системах. Хотя бинду обычно уделяется достаточно мало внимания, действительной целью многих йогических прак­тик является пробуждение в нем сознания. Бинду весьма сложно объяснить, особенно, если мы скажем, что это то место, где встречаются конечное с бесконечным. По­добно 6 главнейшим чакрам, бинду совершенно невоз­можно понять с помощью обсуждения, чтения или рас­смотрения.

КРАТКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Слово «бинду» восходит к санскритскому корню «бинд», что переводится как «расщеплять», «разделять». Это озна­чает, что бинду есть источник всякой индивидуальности. Это то место, где единое впервые делит себя и продуцирует двойственность.

Бинду понимается как точка, не имеющая каких-то размеров — это своего рода безразмерный центр. В сан­скритских текстах он часто называется «чидгхана», который понимается как бесконечное сознание. Слово бинду также означает ноль или пустоту — «шунью», но более правильно было бы говорить, что бинду — это врата в шунью. Это и не ноль, и не пустота, это всеобщее ничто. Конечно, бинду, с одной стороны, пустота, но, с другой стороны, это абсо­лютная наполненность. В действительности, слово «шунья» должно быть переведено не как «ничто», а, точнее, как «не что-то». И между этими двумя словами есть громадная разница. Под «не что-то» подразумевается обычно чистое сознание, а посему бинду — это мистическая невыразимая словами точка, где сходятся две противоположности: бесконечность и ноль, наполненность и не что-то. Бинду также известно широко как бинду-висарга (падающая капля). Это означает, что бинду — одна из многих капелек нектара, которые постоянно струятся с сахасрары. Этот нектар продуцирует жизнь. Он и есть действительная вода жизни.

Для полноты добавим, что бинду буквально означает также семя, любую отдельную маленькую частицу, семя спермы, точку и т. д. У человека оно представляет собой фокусную точку личности, где сходятся живое и неживое. Это есть космическое семя, с которого все существа начина­ют проявлять себя и расти. Кроме того, это бесконечно малая точка с бесконечно огромными возможностями.

НЕМНОГО О ПОНЯТИИ ЭВОЛЮЦИИ

В крия йоге под эволюцией понимается отнюдь не то, что имел в виду Дарвин, то есть то, что связывается с горизонтальной эволюцией в историческом смысле этого слова. Эволюция в крия йоге рассматривается в вертикально-трансцендентальном смысле, т. е. по принципу «выше­-ниже». Научные понятия эволюции принадлежат к сфере времени. Эволюция, о которой мы ведем речь, — категория вневременная.

Существует частный принцип, который генерирует ми­риады объектов во Вселенной. На санскрите он называется «каля». Именно он побуждает потенцию реализоваться в объектах через посредство точки, называемой бинду. Имен­но с этой точки или семени объекта, животного или чело­веческого существа или чего-либо подобного потенция мо­жет разворачиваться, проявляться и расти. Любой и каждый объект, большой или маленький, имеет бинду как свою первооснову. Бинду — это «хиранья-гарбха» — «золотое яйцо», или матка творения. И это несмотря на то, что бинду одновременно и имманентно, и трансцендентально.

Бинду — это своего рода калька со всех характеристик объектов, которые существуют; которые сами по себе формы не имеют, но берут ее в бинду. Природа развернутых объектов фиксируется калькой бинду. Бинду одновремен­но есть выражение сознания и ограничения. Некоторые объекты являются сознающими центрами (как, допустим, в случае с человеком), но большинство центров бессоз­нательны (как то: элементы, камни и прочее). Способ­ность быть или не быть сознательным зависит только от природы аппарата этого индивидуального объекта, а он, в свою очередь, определяется бинду. Человек имеет такой аппарат, который позволяет ему быть сознательным центром.

Каждый объект, сознательный или несознательный, изначально связан с источником через посредство бинду. Каждый развернутый в материю объект разворачивается через бинду; он есть форма, произошедшая из источника через посредство бинду. Бинду — это своего рода дверь-ло­вушка, которая действует в двух направлениях. Это озна­чает, что через бинду любой сознательный центр, в том числе и человек, может подняться к источнику и стать полным.

Изначально есть два типа людей: те, кто стоят на пути павритти, и те, кто стоят на пути нивритти. Стояние на пути павритти означает, что человек смотрит от бинду в направлении внешнего мира. Соответственно, он всегда мотивируется внешними объектами. На этой тропе нахо­дятся большинство людей современного мира, и эта тропа ведет, по сути дела, к рабству и удалению от самопознания. С другой стороны, путь нивритти — это путь духовности, это путь мудрости; он подразумевает, что человек пово­рачивается лицом к бинду и начинает двигаться в сторону источника своего существа. Эта тропа ведет к свободе.

Тропа эволюции — это путь павритти, путь разверты­вания и путь проявления. Тропа же инволюции направлена на познание индивидуального человеческого существа. Она ведет от бинду к сахасраре, что является главной целью йогических практик.

СИЛА, ЗАКЛЮЧЕННАЯ В МЕЛЬЧАЙШЕЙ ЧАСТИЦЕ

Каждая частица, даже такая крошечная, как обычный том, — это центр, который наделен громадной силой, воз­можной к внешнему развертыванию. Наука, особенно за последние годы, совершила настоящий прорыв в деле иссле­дования этих крошечных частиц. Было обнаружено, что в каждой из них существуют и позитроны, и нейтроны, и электроны, и протоны, и нейтрино, и пси-частицы, и лептоны, мюоны, «у» -частицы, и множество других, и все они сконцентрированы в крошечной точке, в крошечной частице пространственно-временного континуума.

Уровень организации в таких органических телах, как молекула ДНК и РНК, является практической иллюст­рацией того, как много может быть сконцентрировано в такой маленькой точке. Комплексные исследования природы показали, что внутри любой частицы находится огромная сила, а сама частица — многосоставная и чрезвычайно слож­ная. Из обычной простой она увеличилась в размерах и исполнилась множеством более мелких частиц, о которых мы упомянули раньше.

Мощь точки (бинду) известна мистикам с давних веков. В тантре каждая бинду, каждая частичка прояв­ленного существования связывается с центром силы — Шакти. Шакти есть выражение подлежащих субстратов статического сознания. Целью тантры является объединение Шакти (личности) с Шивой (сознанием). Это соединение и есть бинду.

Каббалистам тоже есть кое-что сказать о бинду. В их системе бинду соотносится с тем, что каждый может сказать о находящемся внутри себя: «Я ЕСТЬ». В их системе это называется «Кефер» (корона), потому что она занимает наиболее выдающееся место в творении всех вещей. Она является связующим звеном между проявленным и непро­явленным. Она известна как изначальная точка, из которой, а если точнее, через которую, эманируют все остальные вещи.

В соответствии с философией каббалы, 9 сефиротов развертываются из Кефера (бинду). Совместно они обра­зуют 10 сефиротов мистического и символического дерева жизни. 9 сефиротов ниже Кефера — это чакры (уровни человеческого сознания). В йоге обычно речь идет только о шести основных чакрах, но на самом деле их существует еще несколько. Так что, несмотря на некоторые различия этих двух систем, и в той, и в этой системе говорится, что свет сознания проявляется первоначально через Кефер (бинду), а затем уже по нисходящей фильтруется дальше — на остальные сефироты (чакры) по очереди. Практически в любой системе тантра-йоги говорится о подобном, т. е. о том, что сознание нисходит сначала на бинду, а оттуда уже на все остальные чакры.

В мистических системах сахасрара - источник всех ве­щей, символизируется в виде круга. Силы, присущие этому кругу, разворачиваются от бесконечности до невыразимо малой точки центра. Паскаль, известный математик и мыс­литель, говорил: «Высшее — это круг, в котором центр на­ходится везде, а периферии нет вообще».

Этот центр и есть бинду. Бинду — это сердце всех вещей, начиная от солнца и заканчивая атомом. Из бинду объекты проявляют себя в объективной реальности, выдвигаясь на­ружу посредством присущих им потенций. Эти потенции могут быть физическими, праническими и ментальными. В «Зогаре», одной из каббалистических рукописей, гово­рится: «Когда сокрытое сокрытого захочет проявить себя, вначале оно реализует себя в виде отдельной точки. Бес­конечное было полностью неизвестным и не имело ника­кого света до тех пор, пока искрящаяся точка мощно не нарушила этого, реализовав себя в проявленной реаль­ности».

Многие мистические секты говорят о макрокосме, ко­торый отражен и воспроизведен в микрокосме. И достигается это через посредство бинду. В духовной жизни микрокосм — это человек, а макрокосм — это сознание.

Возможно, наилучшим способом для того, чтобы понять эту часть, является живое описание одного из человеческих переживаний о силе, присущей бинду.

«Мое тело, кресло, в котором я сижу, стол напротив меня, комната, ограниченная стенами, газон — за ней, пространство за этим газоном, включая землю и небо — стали как бы фантомами в этом реальном, всепроницающем и всеохватывающем океане существования, объяснить который просто невозможно для меня. Но, кроме того, параллельно, этот безграничный, распространившийся во все стороны, неизмеримый во всех построениях океан по величине своей не больше, чем мельчайшая точка. Из этой чудесной точки, из всесуществующего мое тело и окружающие его частицы изливались подобно лучам. Це­лый космос спроектировал себя через точку не больше иголочной головки, и вся эта интенсивная активность, весь этот гигантский мир картин зависел от лучей, исходящих из нее».

Эта точка — бинду. Так она описывается далее: «...мое светящееся сознание текло, сосуществуя со смутной идеей телесного обрамления этого живого, яркого и сознательного пространства, каждый фрагмент кото­рого представлял собой безграничный мир знания, охва­тывающий прошлое, настоящее и будущее, управляющий всеми науками, философией и искусствами, известными сейчас и будущими известными потом. Все сконцентри­ровано и собрано в эту точку, существующую здесь и везде, сейчас и всегда. Бесформенный, неизмеримый океан мудрости, из которого капля за каплей знание филь­труется и продолжает поступать в человеческий мозг» (Гопи Кришна. «Кундалини: эволюционирующая энергия в человеке»).

Оба эти отрывка дают ясное представление о силе, находящейся в бинду. Бинду должна быть фокусной точкой силы, потому что она связана со всеми вещами и их безграничным источником. Наука же и начиналась как нечто, желающее обнаружить этот факт, то, что мистики называли бессмертным.

БИНДУ И СЕКС

Бинду часто сравнивают с мужской спермой. Причину этого понять нетрудно. Из капельки спермы, из мельчай­шего бинду, скомбинированного с яичком женщины, выра­стает жизнь в форме маленького ребеночка. Сперма в виде точки бинду и есть отправной пункт творения. Симво­лически так ведет себя и тонкий бинду, через который проявляют себя все объекты. Для нас семя — это один из уже законченных символов, который помогает понять бинду немножко больше. Поскольку бинду связывают с мужской спермой, ряд тантрических манускриптов, объясняя психи­ческие центры человека, признают наличие бинду в муж­чине, но отказывают в этом женщине. Обычно бинду в виде точки изображается на задней части мужской головы. В действительности и мужчины, и женщины имеют бинду, ибо без бинду они не могут существовать. В садхане крия йоги должны сосредотачиваться на бинду, которая распо­лагается на затылке.

В других символических системах бинду часто делится на две разновидности: на красную и белую. В Чудамани Упанишаде говорится: «Бинду бывает двух типов: белая и красная. Белая это шукла (сперма), а красная — это махараджа (менструальная кровь)».

Эта белая бинду символизирует Шиву, Пурушу и соз­нание, а красная бинду символизирует Шакти, Пракрити и силу, проявляющуюся во всех объектах. Центральная точка бинду, место ее непосредственного расположения, находится на затылке. Именно этот центр используется в крия йоге. Красная бинду располагается в мулядхара чакре. Целью йоги, тантры и иных духовных систем является объединение этих принципов: слияние Шивы (мужского) и Шакти (женского) начал — в одно. В Чуда­мани Упанишаде пишется: «Красная бинду устанавливается в солнце, белая бинду — в луне. Их союз очень сложен» (стих 61).

Хотя это и сложно, но их союз — это и есть цель йоги. Здесь солнце представлено пингалей, а луна — идой. Эти две бинду также символизируют смешение противополож­ностей (мужское и женское). Динамическая прана (жен­ское) смешивается со статическим сознанием (мужское). Результатом этого союза является семя — бинду, из которого проявляются все начала, включая и жизнь. Во всех духов­ных практиках этот союз является результатом восхождения кундалини: «Когда красная бинду (Шакти) движется вверх (восхождение кундалини) под контролем праны, она сме­шивается с белым бинду (Шивой), и все становится боже­ственным» (стих 63).

Все системы йоги так или иначе контролируют прану. Иногда этот контроль прямой, как в случае пранаямы, в других же случаях косвенный. Соединение и смешение двух полярностей: Шакти и Шивы, индивидуальности и сознания, ведет к сверхсознанию: «Тот, кто достиг су­щества единства двух бинду, когда красная бинду смешива­ется с белым бинду, в действительности познал йогу» (стих 64).

Только тот, кто объединил эти две полярности, может знать реальное значение йоги (союза) на базе собственного опыта. В этих стихах мы видим только символическое значение бинду, но кроме этого существует еще много применений этому символизму в реальной жизни. В час­тности, вышеупомянутые стихи имеют практическое приме­нение в сексуальных сношениях как средство достижения высшего сознания. Эти стихи в данном случае подразуме­вают задержку оргазма как у мужчины, так и у женщины во время сексуального контакта. Задержка физического бинду может привести к познанию ими тонкого бинду — входной двери в сахасрару. Гармония, концентрация и выпускание наружу всех психических сил, находящихся под контролем особо проводящегося сексуального акта, может привести к трансцендентальным переживаниям. Одна­ко, такое может случиться только в том случае, если у практикующихся наличествует высокий уровень менталь­ной гармонии. Те же, кто не достигли этого уровня, к прискорбию своему, никакой выгоды от таких эксперимен­тов не получат. Этот метод известен в тантре как майтхуна и описывает практикующихся, которые называются видья (буквально: герои), тех, кто с помощью этого метода достиг высокого уровня в йоге. Среднестатистический человек, называемый пашу (инстинктивный), у которого слишком много еще дисгармоничности в сознании, не получит ни­каких реальных плодов от майтхуны. Сексуальные кон­такты, в принципе, приемлемы для любого, кто к ним расположен, а вот майтхуна же, однако, не для всякого. Для тех, кто хочет заниматься майтхуной, сначала необ­ходимо очистить сознание.

Майтхуна не является методом крия йоги, но ее цель, в принципе, та же: расширение сознания и расплавление в шунье посредством бинду. В майтхуне бинду сексуальных контактов используется для повышенной чувствительности и перехода к трансцендентальному бинду. В крия йоге для достижения тех же самых результатов используется цент­ральная точка бинду на затылке.

БИНДУ, ВИШУДХИ ЧАКРА И АМРИТА

Когда мы описывали вишудхи чакру, мы указывали, что нектар (или амрита) стекает от бинду к вишудхи. Эта амрита является блаженством, а бинду — непосредст­венным источником этого блаженства. В индийской ми­фологии данные отношения символизируются рекой Ганг (нектар), текущей с полумесяца луны (бинду).

Эта амрита, или божественный нектар, течет по сушумне через бинду. В Хатха Йоге Прадипике говорится: «Нектар, текущий из бинду, есть супруга Шивы — Шакти. Она наполняет канал сушумны» (раздел 4:46).

Целью крия йоги является пробуждение чакр и баланс иды и пингали, чтобы амрита свободно стекала по каналу сушумны.

БИНДУ И КОНЦЕНТРАЦИЯ УМА

Бинду подразумевает растворение или аннулирование ментальной деятельности. Сознание становится прозрач­ным, восприимчивым и полностью целеустремленным. Оно становится кристаллом, полностью отражающим чистое соз­нание. В знаменитых Сутрах Йоги Патанджали говорится: «Прекращение деятельности сознания есть йога» (1:2). Это текст раджа йоги, и концентрация сознания вызывается техниками раджа йоги. Бинду в нем не упоминается, даже когда речь заходит о том, что стоило бы назвать этим именем. Под полной концентрацией сознания в крия йоге подразумевается то, что является сознанием бинду. А под остротой бинду то, что является полной концентрацией сознания. Бинду также подразумевает полный отказ от ментальной деятельности, и на этой стадии тропа йоги переходит в йогические переживания.

Некоторые йогические методы вызывают концентрацию сознания посредством манипуляции праны, в частности, пранаяма. Смысл того, что находится за этим, объясняется в нижеследующем тексте: «Когда дыхание не регулярное, тогда и сознание становится неустойчивым, а когда ды­хание становится под контроль, тогда и сознание ста­новится контролируемым и целеустремленным...» (Хатха Йога Прадипика, 2:2).

С другой стороны: «Равновесие сознания означает равновесие праны. В этом случае бинду становится также 'устойчивым...» (Хатха Йога Прадипика, 4:28).

Следовательно, контроль дыхания, концентрация соз­нания и бинду полностью взаимосвязаны. Когда сознание сконцентрировано на точке бинду, тогда оно движется от конечного к бесконечному. Практикующий в этом случае выходит за сферу ума. По этой причине концентрация сознания является одной из первооснов всех йогических практик и духовной жизни в целом. Проникая в бинду, практикующий попадает в сферу чистого сознания, в цар­ство нулевого времени — безвременье.

БИНДУ И САДХАНА НАДА-ЙОГИ

В соответствии с положениями древнеиндийской фи­лософии сознание выражает себя через наду (тонкие ви­брации). По сути дела, здесь необходимо упомянуть о трех основных моментах: каля, бинду и нада. Каля — это ин­дивидуальный принцип, упомянутый уже нами в статье под заголовком «Немного о понятии эволюции». Бинду — это точка, через которую сознание выражает себя в творимой Вселенной. Нада — это поток сознания, идущий от беско­нечности через бинду к объектам творения. Этот процесс может быть сравнен с воронкой. Бинду и каля сливают сознание в концентрированный поток, а этот поток (нада) является посредником между сознанием и точкой творения. Когда нада движется вперед или вверх, тогда творение имеет место. Это отмечено в павритти марга и называется манифестацией или материальной эволюцией. Нада явля­ется как бы связующим звеном между чистым сознанием и всеми сотворенными объектами. Эти нада также могут использоваться и для действия в противоположном направ­лении. Тогда они называются нивритти марга. В этом случае нада может быть использована практикующим как средство слияния их сознания с источником — сахасрарой (чистым сознанием). Но для того, чтобы это произошло, нада должна сначала пройти через бинду.

А посему нада йога есть средство возвращения прак­тикующего на путь нада, который является оригинальным средством для индивидуального роста и личностного бытия. С интенсивной практикой сознание практикующих ста­новится все более и более очищенным и чувствительным, и однажды оно окажется в состоянии воспринимать такие тонкие нада, что практикующий, наконец-то, познает бинду, а бинду — это входные ворота в чистое сознание. В этом и есть смысл садхана нада йоги.

СИМВОЛИЗМ

Бинду символизируется одновременно и полной луной, и месяцем. Полная луна в реальности представляет собой бесконечно малую точку, о которой мы уже говорили выше. А месяц указывает, что бинду широко связано с кала (фазами) луны. В данном случае речь идет о луне, которая постепенно изменяется от периода новой до полной луны. Месяц же символизирует огромность сахасрары, находящейся за бинду, которая постепенно приоткрывается через различные типы йогических практик, если они де­лаются регулярно и искренне, если практикующий посвятил им и день, и ночь с целью познания жизни и самого себя. Под месяцем подразумевается то, что духовно страждущий увидел некий проблеск сахасрары, находящейся за бинду, но не имеет пока еще возможности совершить полное переживание этого. Полнота переживания может быть только тогда, когда человек утратит собственную инди­видуальность.

Бинду изображается обычно на заднем плане ночного неба, указывающем, что базисом бинду является сахасрара и она сама по себе бесконечна. Большинство из тех, кто практикует йогу, обычно знакомы с этим символом — с символом АУМа.

Точка, находящаяся в правом верхнем углу этого изоб­ражения, является символом месяца. Эта точка называется висарга (капля) и представляет собой бинду, ибо месяц также является бинду, как уже объяснялось выше. Чакры существуют в сфере человеческого существа совместно с его качественными характеристиками, такими, как тамас, раджас и саттва. Эти характеристики существуют в сфере природы (пракрити). Бинду показано в отдельности от ос­новного тела АУМ, указывая этим, что бинду трансценден­тальна и находится вне сферы влияния природы.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ БИНДУ В КРИЯ ЙОГЕ

В крия йогических практиках центральная точка бинду считается находящейся на затылке головы. Ее более-менее точное расположение показано на рисунках, прилагаемых к крие № 1 и крие № 2.

Практика для уяснения местоположения точки бинду

Никаких специальных практик для этого не существует. Вам следует начать практиковать первые две крии так, как предписывалось выше, и в процессе практики вы скоро почувствуете, что бинду существует и существует именно там, где мы это указывали.

ПОНИМАНИЕ БИНДУ

Бинду  может быть понято только  через  регулярную практику йоги или другие духовные системы. Те рассуждения, в которые мы вынуждены пускаться, на самом деле тяготеют к технитизации того, что есть на самом деле. Если  вы  представляете  собой тип  человека,   который рефлексивен  по  натуре  и  способен  бесконечно  задавать вопросы о реальной природе вещей, и если это делается с достаточной интенсивностью, то вскоре это приведет к тому, что вы познаете бинду.

 

Свами Сатьянанда Сарасвати

крия Йога

БИНДУ КРАТКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕМНОГО О ПОНЯТИИ ЭВОЛЮЦИИ

СИЛА, ЗАКЛЮЧЕННАЯ В МЕЛЬЧАЙШЕЙ ЧАСТИЦЕ БИНДУ И СЕКС БИНДУ, ВИШУДХИ ЧАКРА И АМРИТА

БИНДУ И КОНЦЕНТРАЦИЯ УМА БИНДУ И САДХАНА НАДА-ЙОГИ СИМВОЛИЗМ

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ БИНДУ В КРИЯ ЙОГЕ Практика для уяснения местоположения точки бинду

ПОНИМАНИЕ БИНДУ

Перевод с английского языка – Андреев С.В.

 Web-редакция:
Александр ОЧАПОВСКИЙ

Уфа, 2002

 

ВВЕРХ            далее: КРИЯ ЙОГА И СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

КОНЦЕНТРАЦИЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. КРАТКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

НЕСОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

УМ КАК КОМПЬЮТЕР

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ В ЕЖЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

СОЗНАНИЕ КРИЯ ЙОГИ

ПОДАВЛЕНИЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ МЫСЛЕЙ

БОДРСТВОВАНИЕ И СОНЛИВОСТЬ

ПРИЯТНЫЕ И НЕПРИЯТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ